Начальник: «От решения этой проблемы
зависит дальнейшее процветание компании»
Перевод: «От решения этой проблемы зависит
ваше дальнейшее пребывание в компании»
Боб Льюис — консультант компании Perot Systems. С ним можно связаться по электронной почте по адресу Bob_Lewis@compuserve.com |
Как я и предсказывал два года назад, с ней ничего не случилось. Деньги никуда не исчезли. Они перекочевали из корпоративных кубышек к представителям среднего класса — программистам, и только.
Основные неприятности могут начаться сейчас, когда «кризис 2000» остался позади. Переход средств от людей с высокими доходами к среднему классу — здоровая тенденция, чего не скажешь о сокращении бюджета корпоративных ИТ-служб. Это означает, что квалифицированных специалистов, приглашенных для преодоления кризиса, начнут сокращать и, как это ни печально, некоторые из них могут остаться без работы.
Впрочем, довольно о грустном. Раз уж речь зашла о будущем, поговорим о Java. Microsoft задалась целью «помочь» мне с одним моим старым прогнозом. В свое время я писал, что расширения, поддерживающие только определенные ОС, существенно подорвут позиции Java («написано однажды, работает везде»). Microsoft не замедлила продемонстрировать, что из этого получится, включив в язык специфические функции, ориентированные на Windows. Судьи, однако, встали на сторону Sun Microsystems. Что ж, вот вам альтернативный прогноз: невзирая на нынешнее сопротивление Sun, больше двух лет партнеры корпорации не захотят мириться с ее гегемонией. Либо Sun стандартизирует Java, либо «привязанность» ее партнеров к этому языку значительно ослабнет.
Вместе с тем не стоит переоценивать последствия этого разочарования, поскольку мой второй прогноз относительно Java — о том, что он превратится в обычный язык программирования, — уже сбывается. И Lotus, и Corel отказались от своих пакетов офисных приложений, основанных на Java. Более того, никто из производителей не выпустил ни одного действительно крупного, пользующегося успехом делового приложения на Java. Самое большее из того, что увидело свет, — это системы, в которых Java использован в среднем звене, а также браузеры с «продвинутыми» функциями.
Таким образом, можно предположить, что Java станет языком «среднего звена» для разработки многозвенных систем клиент-сервер, имеющим, впрочем, ряд недостатков по сравнению с языками программирования, предполагающими компиляцию кода.
Java будет все так же хорош для расширения возможностей интерфейсов, основанных на браузерах. В дальнейшем, однако, на этом фронте у Sun может возникнуть конкурент в лице Macromedia. Руководство последней после расширения функциональных возможностей Flash и Shockwave должно осознать, что в будущем в программный пакет было бы логично включить возможности обработки транзакций и работы с базами данных. Перемены могут произойти уже в 2001 году. Как бы то ни было, роль доминирующего средства разработки деловых приложений, некогда принадлежавшая Коболу, Java не грозит.
Если Java будет хорош только для решения задач среднего звена, то популярность другой технологии со сходной миссией — Extensible Markup Language, прагматичной версии Standard Generalized Markup Language, начнет расти. Год назад я не осмелился предсказать успех XML. Что ж, одним сбывшимся прогнозом меньше. Большинство технологий, вокруг которых было столько разговоров, в конечном счете разочаровали своих создателей. В этом смысле XML — исключение из правила.
Следует, однако, несколько охладить пыл некоторых поклонников XML, которые рассчитывают на то, что этот язык станет своего рода «техническим эсперанто». Другими словами, по их мнению, XML превратится в универсальный язык программирования, на котором смогут общаться все его носители.
Это заблуждение. Язык предполагает наличие синтаксиса, словаря и семантики. У XML определен лишь синтаксис. Для каждого контекста, в котором XML может оказаться полезен, придется определять специализированные словари XML. Особо успешными эти усилия могут оказаться при создании единого стандартного способа представления документов — альтернативы HTML и несовместимым форматам файловых различных систем.
XML также может иметь успех при определении метаданных, однако, боюсь, многие воротилы электронного бизнеса будут им разочарованы. Необходимость отображения внутренней структуры данных для каждого специализированного словаря XML станет причиной тех же самых семантических несоответствий, которые затрудняли обмен электронными данными фактически с момента появления EDIFACT/ANSI X.10.
Предпринимая попытку заглянуть в будущее, следует помнить, что человек слаб и неразумен. Таковы и языки его — что XML, что английский, что урду.