3D Display — стереодисплей, который призван стать предметом обихода

3D Display — ничего не надеваем, садимся перед экраном, смотрим на него и видим трехмерную картинку

В образовавшейся около двух лет назад фирме «НейрОК» считают, что по крайней мере один из ее двух основных проектов — 3D Display — «дозрел» к 1 февраля до состояния, когда его можно предъявить общественности.

Название «НейрОК» намекает на причастность к технологиям нейронных сетей. Они действительно составляют существенную долю в разработках компании. Многие сотрудники до прихода в «НейрОК» имели дело с теми или иными применениями нейронных сетей, например в банковских прогнозах, занимались теоретическими разработками, делали доклады на конференциях по нейрокомпьютингу. В компании их деятельность постепенно оформляется в более строгие формы, ориентированные на бизнес. Хотя «НейрОК» — компания высокотехнологичная, она примеривает свои изобретения к самым что ни на есть простым потребителям, обывателям. 3D Display — это стереодисплей, который должен стать таким же заурядным предметом обихода, как и акустическая стереосистема. Эффект должен достигаться без стереоочков, и стоить такой дисплей должен не тысячи долларов, а лишь на 30-40 долл. дороже существующих ЖК-дисплеев.

Пока опытные образцы мало похожи на коммерческий продукт для широких масс, однако генеральному директору компании Вадиму Асадову, многие годы работавшему в инвестиционном бизнесе, удалось найти инвесторов, уже вложивших около миллиона долларов. Асадов не планирует выпуск даже опытных образцов стереодисплеев собственными силами, на это способны только производители мониторов, которые практически все сосредоточены в Юго-Восточной Азии. Надежда на успех базируется на двух идеях: добиться эффекта при минимуме изменений в конструкции монитора за счет того, что возможно большая часть новаций перекладывается на вычислительную систему, и обеспечить наличие «стереоконтента» — чтоб было что смотреть на этих устройствах нового типа.

Стереоэффект без очков сам по себе не является открытием. Важно, чтобы глаза видели разную картинку, а для этого можно, например, использовать не один экран, а два (один из них полупрозрачный). Как правило, в таких схемах внешний экран играет роль простейшей маски. В разработке компании «НейрОК» при помощи сложных алгоритмов картинка раскладывается на две, на каждом из экранов по отдельности виден лишь шум. И только под определенными углами появляется картинка. Схема дает возможность показа многоракурсных изображений — достигается эффект, похожий на голографический. Есть и забавные возможности: можно показывать для разных зрителей совершенно разные изображения, можно показывать одно, видимое только в узкой апертуре для сохранения конфиденциальности. В минимальном варианте используется стереоприставка, которая может напоминать по габаритам экран типа тех, что надевали на дисплей для защиты от радиации. Но основной вариант — ЖК-монитор обычного вида, у которого внутри не один, а два дисплея.

Для того чтобы стереоэкраны покупали, надо, чтобы стереофильмы существовали. В «НейрОК» разработали и продемонстрировали средства, преобразующие двухмерное изображение в трехмерное. Программные фильтры сами отделяют передний фон от заднего, движущиеся части от неподвижных. Эти средства могут использоваться как студийные, но в принципе любой обладатель ПК может включить программу и преобразовать записанный фильм в стереофильм. В создании изображений как раз интенсивно используются нейросетевые алгоритмы.

Второе направление деятельности компании, остающееся пока «за кадром», — текстовые поисковые системы для тонкой настройки поиска в Internet. Здесь нейронная сеть — базис системы. Аналогичный принцип используется в системах Excalibur, но там к нейронной сети добавлена еще семантическая сеть, которая отфильтровывает семантически невероятные находки, выданные нейронной сетью. Но если Excalibur ориентирована, скорее, на корпоративный сектор и предприятия, готовые потратить серьезные средства для решения серьезных задач, то система Alter Ego, которая разрабатывается под руководством Сергея Шумского (раньше он занимался подобными вещами в ФИАНе), нацелена опять-таки на обывателя, который просто хочет более эффективно просеивать информацию в Internet.