Идеальный образ директора информационной службы
Я посвятил себя электронной коммерции, потому что она помогает перенести бизнес в Internet, а технология при этом служит достижению бизнес-целей. Джордж Нассеф директор информационной службы кадрового агентства HotJobs.com |
Быстрое совершенствование технологий заставляет организацию постоянно менять акценты, заниматься решением новых задач и корректировать обязанности руководящих сотрудников. Можно сказать, что технологии выдвинулись на передний край бизнеса (это особенно заметно на примере растущей потребности в изменении моделей ведения бизнеса, связанной с наступлением Internet), и перед директором информационной службы открывается широкое поле деятельности.
Менеджеры компаний, в которых внедряются все более сложные информационные системы, по понятным причинам должны хорошо ориентироваться в современных технологиях. Впрочем, по мере все более тесного переплетения информационных систем и основного бизнеса главным требованием, предъявляемым ко всем сотрудникам, становится наличие опыта, в особенности способность оценить значимость той или иной технологии для развития компании. Сложившийся образ гуру, далекого от «прозы жизни» ученого, полностью погруженного в решение технических проблем, уходит в прошлое. Сегодня организации требуется профессиональная команда, во главе которой стоит человек, способный наладить эффективное взаимодействие со всеми подразделениями.
По свидетельству представителей американских кадровых агентств, растет спрос на ИТ-менеджеров, имеющих хорошее экономическое образование.
«Сегодня тот, кто слабо разбирается в вопросах бизнеса, уже не может претендовать на должность директора информационной службы, — заметил вице-президент кадрового агентства Pencom Systems Стивен Маркман. — Он должен обладать большим практическим опытом и при этом знать все новейшие ?ноу-хау?. Для того чтобы подняться вверх по служебной лестнице, нужны хорошие организаторские способности и умение руководить бизнесом».
Еще одним стимулом к изучению методов ведения бизнеса для директора информационной службы является то, что, помимо выполнения обязанностей по поддержанию в работоспособном состоянии и развитию информационной системы компании, он сегодня входит в состав ее высшего руководства.
«В настоящее время на должность директора информационной службы охотнее всего берут людей, пришедших из бизнеса, но при этом хорошо разбирающихся в технологиях, — подчеркнула вице-президент кадрового агентства Halbrecht Lieberman Associates Беверли Либерман. — Если человек занимался вопросами бизнеса, это является гарантией того, что он способен отойти от непонятного технического сленга и будет говорить на языке, понятном высшему руководству. Очень важно, чтобы генеральный директор и директор информационной службы хорошо понимали друг друга и претворяли в жизнь общие идеи».
По мнению старшего вице-президента и директора информационной службы корпорации Cisco Systems Питера Солвика, директор информационной службы должен уметь заглядывать вперед и понимать, каким образом с помощью современных технологий можно усовершенствовать модель ведения бизнеса.
«Уникальный опыт, накопленный директором информационной службы, помогает ему творчески подходить к разработке стратегии дальнейшего развития компании с точки зрения воздействия технологий на бизнес и аргументированно отстаивать свои взгляды. Директор информационной службы должен наладить эффективное взаимодействие с коллегами и строить свои отношения с другими менеджерами на основе партнерства, которое позволило бы ему реализовать возникшие идеи».
Проблемы понимания
Умение общаться — очень важная черта директора информационной службы, поскольку ему постоянно приходится выступать с докладами на технические темы перед неподготовленной аудиторией.
«Сообщить последние новости (как хорошие, так и плохие) руководству и рядовым сотрудникам так, чтобы они все поняли, весьма непросто, — подчеркнул директор по науке компании Harris Interactive Лен Байер. — Очень часто специалисты начинают злоупотреблять технической терминологией. Естественно, в этом случае их идеи не передаются ни пользователям, ни инвесторам».
Солвик курирует сразу несколько направлений. Помимо управления всеми информационными ресурсами корпорации, Солвик руководит в Cisco разработкой Internet-стратегии. Кроме того, примерно третья часть его рабочего времени тратится на представительские нужды — на ведение переговоров с крупными стратегическими заказчиками и на помощь им в разработке Internet-стратегии.
Internet оказывает весьма заметное влияние на деловую активность. А поскольку бизнес многих компаний строится сегодня вокруг Internet, роль директора информационной службы в стратегическом развитии компании непрерывно растет.
Internet открывает целый ряд дополнительных возможностей, создавая широкое поле деятельности для образованных и обладающих большим опытом людей.
«Многие компании либо непосредственно работают с Internet, либо активно используют Сеть для решения своих основных задач, — подчеркнул Маркман. — Все это лишь усиливает спрос на хорошо подготовленных ИТ-менеджеров».
По словам представителей кадровых агентств, наряду со знанием общих вопросов ведения бизнеса от директора информационной службы все чаще требуется понимание индивидуальных потребностей компании.
«Работодатели ищут людей, способных разобраться в специфических особенностях деятельности фирмы», — отметила Либерман.
Солвик согласен с тем, что знание рынка имеет очень большое значение для повышения конкурентоспособности компании. В этом ключе, как правило, и проходит обсуждение кандидатур на пост директора информационной службы. Если компании, работающей в Internet, нужен специалист на должность директора информационной службы, желательно, чтобы он имел как техническое, так и экономическое образование, а также обладал определенным опытом ведения бизнеса в Internet.
Подготовка Джорджа Нассефа к исполнению обязанностей директора информационной службы кадрового агентства HotJobs.com, которое специализируется на подборе персонала для работы в Internet, началась еще до стремительного роста популярности Сети. В начале своей карьеры он десять лет проработал в глобальной компьютерной сети заказа билетов Sabre корпорации American Airlines. Спустя некоторое время Нассеф занял пост технического директора Web-сайта, предоставляющего услуги бизнес-путешественникам, а затем возглавил свою собственную консультационную компанию, помогавшую новичкам в области электронной коммерции.
Еще десять лет тому назад Нассеф и не собирался заниматься бизнесом, связанным с Internet, однако в процессе решения практических задач он приобрел все необходимые для этого знания и навыки.
«За время работы в такой крупной корпорации, как American Airlines, я хорошо познакомился с особенностями функционирования мощных, надежных и высокопроизводительных систем электронной коммерции, — признается Нассеф. — А человек, научившийся поддерживать работоспособность системы на высоком уровне, может принести немалую пользу компании, специализирующейся на Internet. Прежде всего я бизнесмен и лишь затем технолог. Я посвятил себя электронной коммерции, потому что она помогает перенести бизнес в Internet, а технология при этом служит достижению бизнес-целей».
Вице-президент компании Intuit по новейшим технологиям Дженнифер Холл формально имеет техническое образование, однако за свою карьеру она приобрела достаточные знания и навыки как в сфере бизнеса, так и в технической области.
По мнению Холл, основу успеха директора информационной службы составляет богатый опыт решения как бизнес-вопросов, так и серьезных технических задач, но помимо этого он должен еще и суметь связать воедино бизнес и технологии, для чего требуются очень хорошие организаторские способности.
«Здесь в равной степени важны как технический, так и человеческий факторы, — подчеркнула Холл. — Чтобы полностью использовать весь потенциал современных технологий, директор информационной службы обязан эффективно управлять людьми».
Приобретение навыков
Навыки, необходимые директору информационной службы, можно приобрести, либо получив классическое образование, либо постепенно пополняя свой багаж знаний в процессе повседневной деятельности.
«Рано или поздно он начинает разбираться во всех тонкостях, независимо от того, какое учебное заведение заканчивал — техническое или экономическое, — считает Нассеф. — Большинство технических специалистов начинают свой путь в бизнесе с налаживания отношений с поставщиками. Затем, двигаясь вверх по служебной лестнице, они приступают к обслуживанию клиентов. Мне, к счастью, довелось поработать в каждой из этих областей, постепенно расширяя поле своей деятельности. В результате запас моих знаний постоянно пополнялся».
Директор информационной службы компании PricewaterhouseCoopers Эллен Кнапп пришла в мир высоких технологий, имея за плечами лишь экономическое образование. Но поскольку занималась она разработкой стратегии внедрения новейших технологических достижений, круг ее технических знаний непрерывно расширялся.
«Раньше я не выполняла обязанностей, которые обычно возлагаются на директора информационной службы, — заметила Кнапп. — Однако моя базовая подготовка, помимо всего прочего, включала в себя и вопросы организации консультаций по управлению, особенно в области разработки стратегии ведения бизнеса и технологий обслуживания клиентов, говорящих на разных языках».
На что же должен обратить особое внимание тот, кто претендует на должность директора информационной службы? Ведь одно только перечисление его обязанностей занимает немало времени.
По мнению Кнапп, директор информационной службы обязан обладать обширными знаниями самых различных технологий: «Тем, кто имеет техническое образование, я бы порекомендовала несколько лет уделить консультациям в области управления. Это поможет лучше ориентироваться в бизнесе. Вы сможете познакомиться с основными принципами работы различных компаний, с их инфраструктурой и приобретете таким образом богатый опыт внедрения передовых технологий в самых разных областях».
«На мой взгляд, им обязательно следует принять участие в разработке систем электронной коммерции, имеющих крайне важное значение для любой компании, ведь именно к этому направлению прикованы сегодня взгляды инвесторов и клиентов, — подчеркнула Либерман. — Очень полезно также получить практический опыт создания приложений и управления соответствующей инфраструктурой. Будущее директора информационной службы (каким бы ни было его базовое образование) в первую очередь зависит от его организаторских способностей, коммуникабельности и готовности стать лидером».
«Мы выбрали сферу деятельности, изменения в которой происходят каждые 30 секунд, — заметила Кнапп. — Нужно обладать большим запасом знаний и не снижать взятый темп. Кроме того, необходимо идти в ногу с конкурентами и своевременно улавливать все намечающиеся тенденции».
Какой бы путь к креслу директора информационной службы ни был выбран, дополнительные преимущества получает тот, кто понимает систему ценностей компании.
«Нужно активно работать над стратегическими проектами, самым непосредственным образом отражающимися на положении компании, — отметил Солвик. — Важно также обеспечить своевременное и правильное представление показателей бизнеса, чтобы люди, принимающие решение, могли делать надлежащие выводы».