Мнение вице-президента компании SAS Institute по исследованиям и разработке
Кейт Коллинз: «Наша цель — обеспечить бизнес-аналитикам полноценную работу» |
С ним беседует научный редактор еженедельника Computerworld Россия Михаил Зырянов.
Расскажите, как определяется объем инвестиций, которые необходимо направить на фундаментальные исследования и на прикладные разработки?
Его определяют наши заказчики. Партнеры SAS работают с разными заказчиками, которых мы дифференцируем по наборам их специфических потребностей. На основании этого мы строим модель дальнейшего развития наших продуктов. В планах на долговременную перспективу мы не разделяем фундаментальные исследования и разработку приложений. Новые открытия позволяют ускорить совершенствование существующих продуктов и поднять их на новый уровень. Поэтому очень сложно разделить финансовые затраты на эти две области исследований.
У нас есть два подхода к распределению инвестиций. Мы внимательно следим за новыми идеями. «Вертикальная» группа наблюдает за рынком, изучает интересные примеры, следит, насколько то, что мы готовим к выпуску, отвечает ожиданиям потенциальных заказчиков. Это позволяет определить, какие именно функции должны войти в приложение. Второй наш подход связан с решением специфических бизнес-проблем.
Как определяется приоритетность отдельных направлений исследований и разработок?
Сейчас, заканчивая работу над проектом Nashville (это рабочее название SAS System 8), мы придаем наибольшее значение реализации систем хранения информации и клиентского программного обеспечения. Кроме того, мы много внимания уделяем инструментальным средствам для интеграции наших систем с технологиями Internet и Java, а также поддержке механизма COM для доступа к нашим программным серверам из приложений Windows. Мы инвестируем средства во все эти области, поскольку считаем, что они полностью отвечают потребностям наших заказчиков. Разумеется, мы продолжаем работать над совершенствованием нашей серверной части, тщательно шлифуем каждый компонент наших технологий анализа данных.
В подразделении по исследованиям и разработке мы выделяем три группы. Одна отвечает за ключевые технологии SAS System, вторая — за развитие средств клиентского доступа и обработки больших объемов данных. Третья группа представляет собой подразделение бизнес-решений, она разрабатывает продукты для вертикальных рынков.
У процесса использования систем доставки информации есть две стороны. Первая — технологическая, вторая — скорее человеческая. Технологии далеко продвинулись, однако многие менеджеры, которым следовало бы эти решения взять на вооружение, либо вовсе их не используют, либо применяют, не заботясь об эффективности при выполнении конкретных бизнес-задач.
Вы правы. Наш продукт предназначен для квалифицированных менеджеров, и наша цель — облегчить бизнес-аналитикам правильную и полноценную работу с продуктом.
Здесь возможно два различных подхода. Первый состоит во внедрении технологий в бизнес-процесс. Мы строим вертикальный продукт, вертикальное решение, в котором технология является частью бизнес-процесса. Это означает, что пользователю, например, нет необходимости вникать в тонкости технологии работы с данными. Продукт сам вводит пользователя в бизнес-процесс. Мы как бы доставляем технологию к рабочему месту бизнес-аналитика. Именно для этого мы разрабатываем вертикальные решения. Ведь клиент хочет получить не только программное обеспечение. Он понимает, что мы обладаем большим опытом в построении моделей бизнес-процессов в самых разных областях, будь то дистрибуция или управление отношениями с заказчиками. Он ждет от нас не только продукта, но и помощи в оптимизации бизнес-процессов. В этом, кстати, отчасти проявляется изменение во взглядах клиента, который сейчас, как правило, не приобретает «большой набор информационных технологий», не позволяет себе содержать большой штат аналитиков. Мы стараемся приблизить наши технологии к пользователю-менеджеру.
Что вы думаете о перспективах систем доставки информации? Следует ли ожидать здесь революционных изменений?
В этой области используются различные технологии, которые быстро развиваются. Поэтому мы выпускаем новые продукты, строя их в соответствии с меняющимися требованиями рынка. Заказчикам, которые уже работают с SAS System 6, следует ждать выхода версии 8 — системы нового уровня. Большинство клиентов действительно ждут новую версию, которая открывает новую эру в использовании Internet. В ней расширены средства защиты, усовершенствована инфраструктура.
Как вы оцениваете состояние дел в такой модной области ИТ, как системы управления знаниями?
Интерес к управлению знаниями наблюдается уже давно. Сегодня развитие таких систем не связывают с развитием систем искусственного интеллекта. Подход стал более прагматичным. Мы с успехом пропагандируем идеи «коллективного бизнес-интеллекта» (collaborating business intelligence). В общих чертах это означает комбинирование технологий работы со знаниями — с неструктурированной информацией и со структурированной. Системы управления знаниями имеет смысл объединять с поисковыми машинами, технологиями доставки информации. Второй важный момент — встраивание методологии внутрь бизнес-процессов. Этот подход поднимает эффективность использования информации (ее сбор, сегментирование, доставку сотрудникам, которые в ней нуждаются, и пр.) на новый уровень.
Не попробуете ли вы сравнить скорость развития различных областей доставки информации, например, технологий хранилищ данных и добычи данных?
Мы вкладываем большие средства в развитие технологий добычи данных, поскольку результаты в этой области особенно заметны и инвестиции оправданны. Эта технология является ведущей в большинстве продуктов, работающих с большими объемами данных. Но чтобы должным образом применить эту технологию на практике, необходимо создавать и описывать бизнес-модели. Следовательно, необходим детальный анализ предлагаемых данных. Их надо структурировать, контролировать рост объема данных и пр. Технологии приходится использовать комплексно. Я не хочу утверждать, что какое-то отдельно взятое направление (например, добыча данных) является в большей степени доминирующим или самым важным.