Нужен ли вам Web-сайт?
Андрей Зотов: «По нашим оценкам, потенциальными пользователями Internet является четверть населения России» |
Даже наоборот — отсутствие доменного адреса на визитке становится признаком отсталости. Однако далеко не все владельцы сайтов понимают, зачем он им нужен. В основном присутствие в Web используют как еще одну визитную карточку, которая дает посетителю представление о компании. Что же еще можно получить от Сети? Возможно, именно этим вопросом и задавались участники конференции «Internet-медиа XXI века», которая состоялась 2 и 3 марта. Во всяком случае, этот вопрос интересовал многих посетителей конференции.
Состав участников конференции был своеобразным. Участие в ней стоило около 400 долл., и практически никто из Internet-общественности не захотел раскошеливаться. А поскольку с докладчиков платы не брали, то выступали в основном именно представители Internet-рынка. Получилась забавная ситуация, когда людей, имеющих большие деньги, — телевизионщиков и представителей нефтегазовой отрасли — учили обращению с Internet те, кто этих денег не имеет. Как это отразилось на качестве докладов, можно себе представить.
Докладчики в основном говорили о широких возможностях Internet и большом будущем этой среды. Например, Андрей Зотов, председатель правления РОЦИТ, хотя и назвал оценочную аудиторию Internet в России — около 5 млн. человек, но не отметил, что это всего 3% населения страны. То есть популярность данной среды коммуникации очень низка. Этот факт отметил только Лев Глейзер, который представлял международное рекламное агентство Navigator DDB. Он заметил, что из-за низкой распространенности Internet реклама в ней на душу населения стоит дороже, чем реклама на телевидении.
Естественно, Зотов отметил, что у Internet большие возможности. По оценкам РОЦИТ, потенциальных пользователей Internet около 36 млн. человек, что составляет уже 24% населения. То есть потребность в Сети огромна, но сдерживается она высоким порогом вхождения, поскольку для подключения к Internet нужно иметь компьютер и телефонный канал (около 1000 долл.), а также ежемесячно платить около 30 долл. за подключение. Причем кривая роста подключений к Internet в России аналогична кривой роста подключений мобильных телефонов, хотя для использования мобильной связи порог вхождения значительно ниже — первоначальные затраты около 80 долл. за телефон и те же 30 долл. ежемесячных отчислений. Таким образом, потребность в Internet у россиян достаточно большая, но нет возможности ее удовлетворить. Это же подтверждает и распределение пользователей Internet по месту подключения. Больше половины (61%) подключаются к Сети с существующей точки доступа — с работы, с места учебы, из Internet-кафе т. п.
Получается, что, хотя Сеть распространена слабо, зато ее аудитория достаточно представительна. В своей работе Internet обычно используют журналисты, технические эксперты, руководство компаний, то есть те люди, которые формируют общественное мнение.
Именно поэтому реклама в Internet может оказаться более эффективной, хотя и будет воздействовать на меньшее количество людей. Кроме того, реклама в Internet может быть интерактивной, что позволяет при проведении каких-либо акций оперативно оценивать потребности посетителя и предлагать ему именно ту рекламу, которая ему нужна. Есть и другие преимущества Internet-рекламы, которые связаны с интерактивностью Сети.
Следует отметить, что реклама в Internet не пользуется популярностью у традиционных рекламных агентств. Например, Марина Шпагина, директор по электронным продуктам журнала «Эксперт», отмечает, что рекламодатели журнала не размещают свою рекламу на сервере «Эксперта», хотя практически все они имеют свои Web-узлы. Возможно, это связано с тем, что их рекламные агентства еще не понимают, как им продавать рекламное место на Web-узле своего клиента. В результате рынки традиционной и Internet-рекламы пока существуют независимо друг от друга.