Популярность зоны.ru в России бесспорна. Практически все отечественные компании и организации хотят зарегистрировать свой домен, который принадлежал бы «российскому Internet».

Однако не всем это удается. Что делать тем, чей домен уже занят кем-то другим, а то и просто заблокирован с целью получения выкупа? Есть несколько путей решения этой проблемы, которые основаны на том соображении, что в Internet есть место каждому.

Мы несколько лет ждали, когда в зоне .ru появятся продавцы доменов, которые будут покупать у РосНИИРОС домены по прейскуранту, а потом продавать их тем, кому они нужны, за более серьезные деньги. Именно так распределяются домены в США. Однако российская специфика и здесь проявилась в полной мере. Потому что покупать домен у РосНИИРОС вовсе не обязательно. Можно просто зарегистрировать его на свое имя, но не оплачивать. Он будет зарегистрирован, но не делегирован. И никто другой не сможет его перерегистрировать на свое имя. Таким образом, не вложив ни копейки, можно заблокировать солидный кусок зоны .ru. Дальше остается только найти того, кто готов заплатить отступные за блокированные домены.

Не думайте, что отобрать блокированные домены просто. В тех же Соединенных Штатах суды, как правило, признают за владельцами торговой марки права на домен www.торгмарка.com. У нас же опять своя специфика. Например, представительство Kodak пыталось в судебном порядке отобрать домен kodak.ru у компании, которая торгует фотоаппаратами. Однако суд отказал в иске и оставил все как есть. Аналогичная ситуация сложилась и с некоторыми другими доменами. Появились даже адвокаты, которые специализируются на защите «похитителей доменов». РосНИИРОС старается поменьше вмешиваться в юридические тонкости, предпочитая сохранять специализацию на технической поддержке зоны .ru. Возможно, введение института регистраторов упростит ситуацию, хотя может случиться и наоборот.

Так где же регистрировать домен? Есть несколько решений. Во-первых, можно использовать уже зарегистрированный домен Internet-провайдера. Престижность такого домена будет зависеть от престижности провайдера. Во-вторых, можно использовать географические домены, такие как msk.ru (Москва) или spb.ru (Санкт-Петербург). Их хорошо использовать в том случае, когда деятельность организации адресуется конкретному региону. В-третьих, можно использовать и домены общего пользования, такие как com.ru, net.ru, org.ru и gov.ru, что также подчеркивает принадлежность организации к определенным сферам. Персональные Web-сайты лучше всего регистрировать в специально предусмотренном для этого домене — pp.ru.

Для международных компаний, к сожалению, предложенные рецепты неприемлемы — именно поэтому и происходят конфликты из-за доменов, подобных конфликтам вокруг orbit.ru и kodak.ru. В такой ситуации более логично регистрировать домены третьего уровня в корпоративной доменной структуре (например, rus.kodak. com). Использование подобного имени подчеркнет, что сервер принадлежит местному представительству компании, поскольку конкуренты вряд ли смогут зарегистрировать такой домен.

Если вы все равно продолжаете считать, что только зона .ru — это круто, то ошибаетесь. Попробуйте зарегистрироваться, например, в домене kru.to. Можно попытаться зарегистрироваться и в других доменах, которые созвучны с необходимым вам названием.

Валерий Коржов — обозреватель еженедельника Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте по адресу

oskar@osp.ru