Представьте: вы включаете ПК, но вместо четырехцветного логотипа Windows на экране появляется символ Linux — пухлый черно-белый пингвиненок Тукс. Приложений, которыми вы пользовались, нет: осталась лишь одна знакомая папка с легко узнаваемым логотипом в виде головоломки-пазла, составленного из зеленого, оранжевого, желтого и синего лоскутов: это Microsoft Office.

Что это — сумасшедшие мечты чиновников из антимонопольного ведомства, отрывок из речи проповедника программ с открытым кодом или вполне реальный прогноз?

Есть, конечно, такие, кто полагает, что скорее небо упадет на землю, чем Microsoft перенесет Office в Linux.

Тем не менее фантастические прогнозы чуть было не получили подтверждение, когда исполнительный вице-президент LinuxCare Артур Тайд, выступая на CeBit, сообщил присутствующим, что Microsoft разрабатывает версию Office для Linux. Но представитель Microsoft поспешил опровергнуть утверждения Тайда, назвав их «ложными» и добавив, что «Linux для этого слишком ненадежна».

Между тем именно Linux, а вовсе не Windows считается многими специалистами наиболее стабильной из настольных операционных систем. Но Microsoft не готова дать положительную оценку Linux, потому что не собирается продавать Linux-приложения.

На двух фронтах

Сейчас вряд ли можно опасаться, что Linux сумеет выбить Microsoft с позиций лидера рынка настольных ОС. По данным исследования International Data Corp., в США лишь 4% всех пользователей настольных ПК работают с Linux. Поскольку Windows уверенно занимает место ведущей настольной ОС, Microsoft не может быть особенно заинтересована в поставках приложений для Linux.

Что же случится с Microsoft, если ОС с открытым кодом сумеет потеснить Windows, доля которой на рынке настольных операционных систем сегодня превышает 90%?

«Если пользователи перейдут на новую ОС, Microsoft потеряет клиентов на двух сегментах компьютерного рынка, а не на одном, — отмечает Нил Стефенсон, автор книги ?В начале была командная строка?. — Весьма вероятно, что через десять лет большинство пользователей во всем мире будут работать с операционными системами, которые обходятся дешевле, чем Windows. Всякий раз, когда кто-то решает прекратить пользоваться Windows, подразделение Microsoft по операционным системам теряет клиента. Но учитывая нынешнее положение, теряет клиента и подразделение Microsoft по приложениям».

Если доля рынка Windows сократится, то меньшему количеству людей понадобятся и приложения для Windows, рассуждает Стефенсон.

«Microsoft могла бы попросту перекомпилировать свои программы для иных ОС. Но этому не дает осуществиться инстинкт Microsoft», — добавляет он.

Очевидно, если Microsoft потеряет позицию лидера на рынке потребительских ОС, единственным способом остаться на плаву для нее будет перенос своего ПО на новые платформы. Но та же «теория корпоративного дарвинизма», что помогла Microsoft стать лидером, может помешать ей действовать в своих интересах.

По канату без страховки

«Пока Microsoft не лишится монополии в области операционных систем, не ждите Office для Linux, — говорит Билл Клэйбрук из Aberdeen Group. — На месте Microsoft я бы тоже не стал сейчас распространяться о переносе. Но меня не удивит, если окажется, что такая возможность изучается».

Вероятно, добавляет Клэйбрук, Microsoft вынуждена будет что-то предпринять, если среди пользователей Linux станет популярным один из офисных пакетов, выпускаемых Applix, Corel или Sun.

«А еще Microsoft может выпустить MS Linux, — говорит Брайан Ливингстон, автор ?Секретов Windows 2000? и ряда других книг о Windows. — Если бы Microsoft задалась целью создать хорошую программу установки и настройки Linux, а также обеспечить поддержку пользователей на должном уровне, то у компании, вероятно, был бы шанс добиться больших успехов на рынке Linux. Но скорее всего Microsoft не окажет Linux поддержку в какой бы то ни было форме».

На первый взгляд, если Microsoft и потеряет лидерство на рынке настольных систем, то произойдет это очень не скоро. Но при своем почти фанатичном стремлении быть первой Microsoft не сможет вечно сохранять равновесие, разбрасываясь между конкуренцией на новых фронтах и решением проблем с антимонопольным законодательством.