Компания становится лидером, если она быстро и часто создает прототипы
Майкл Шраге. «Игра по-крупному: как в лучших мировых компаниях моделируют будущее». (Serious Play: How the World?s Best Companies Simulate to Innovate by Michael Schrage. Harvard Business School Press) |
Молодого специалиста звали Дэн Бриклин, и его любознательность нашла свое воплощение в первых электронных таблицах VisiCalc.
Спустя каких-то пять лет с аналогичными программами работали все без исключения учащиеся Школы бизнеса, а через десять лет дешевые электронные таблицы дали начало процессу, который Майкл Шраге, один из руководителей проекта eMarkets Initiative лаборатории Media Labs Массачусетсского технологического института, называет «крупнейшим и наиболее важным в истории бизнеса экспериментом по моделированию и созданию прототипов». Шраге отмечает, что электронные таблицы приблизили эпоху персональных компьютеров, спровоцировали бум слияний и приобретений конца 80-х, а также помогли тысячам аналитиков и биржевых маклеров с Уолл-стрит сколотить приличные состояния.
Электронным таблицам— в числе других моделей и прототипов посвящена последняя книга Майкла Шраге «Игра по-крупному». Поскольку электронные таблицы известны всем и каждому, Шраге отвел им целую главу. Основная идея автора заключается в следующем: компания становится лидером, если она быстро и часто создает прототипы, а также непрерывно использует их для трансформации себя самой и своих взаимоотношений с заказчиками и поставщиками. Microsoft, Boeing, Royal Dutch/Shell, Disney и Netscape — примеры компаний, преуспевших в искусстве «быстрого прототипирования».
Раскрыв «Игру по-крупному» в надежде на легкое чтение, вы будете разочарованы. Избегая умствований, Шраге тем не менее ориентируется на тех, кто готов к интеллектуальному труду. Он определяет работу с прототипами как «импровизацию с нетривиальными предметами, в результате которой происходит рождение нового качества». К такой деятельности можно отнести и попытку определить при помощи моделей влияние формы кузова на вес автомобиля, и прогнозирование изменения рыночной ситуации в случае уменьшения стоимости программного обеспечения.
Прототипы и модели играют важную роль в повседневной жизни компании, однако их главное назначение — преподносить сюрпризы. Так, после отмены государственного регулирования в сфере воздушного транспорта в Соединенных Штатах исследователи НАСА, занимаясь анализом утомляемости пилотов, пришли к парадоксальным выводам. Сюрприз, который преподнесли модели, заключался в том, что в сложных ситуациях пилоты, работавшие посменно со значительной нагрузкой, действовали более эффективно, чем их «свежие» коллеги.
Прототипы не панацея. Компания может угодить в собственный капкан, если будет создавать весьма изощренные прототипы и в то же время игнорировать собственный опыт. Классический пример конца 60-х — Sun Oil, построившая детально продуманную корпоративную финансовую модель, но при этом настолько сложную, что менеджеры никогда ею не пользовались. Более того, непонимание руководством фирмы истинного смысла создания прототипов чревато производством бесполезных товаров.
Как соотносятся теоретические выкладки Шраге с экономикой эпохи Internet? К сожалению, в этом месте автор оставляет за читателем право на самостоятельные размышления. Однако процесс быстрого создания прототипов в Web представить себе не так уж сложно. Web — крупнейшая в мире лаборатория. Компании сплошь и рядом соревнуются в скорости наращивания функциональных возможностей своей продукции, параллельно изучая реакцию на нее покупателей, тестируют модели извлечения прибыли и даже вычисляют, чей бизнес окажется наиболее успешным.
Кроме того, в Сети достаточно ярко проявился так называемый эффект новогодней елки: наращивание функций происходит потому, что это возможно, а не потому, что этого требуют заказчики.
Шраге заканчивает свою книгу рекомендациями, которые особенно актуальны для Internet-компаний, не имеющих традиции использования формальных моделей. Перед тем как приступить к работе, определите, кто получит основную выгоду от прототипирования: ваши клиенты, маркетинговый отдел или президент фирмы? Не бойтесь неудач. Создайте схему превращения прототипов в коммерческие продукты. И главное — дерзайте!