Региональный менеджер Intel в странах Восточной Европы о Web-стратегии корпорации
Internet-бизнес уже сейчас приносит корпорации свыше половины всех ее доходов, более миллиарда долларов в месяц. Юрген Тиль, региональный менеджер Intel в странах Восточной Европы |
Практически все ведущие производители за прошедшие два-три года анонсировали продукты и услуги для электронного бизнеса. Однако при этом большинство продолжает работать в привычном для себя русле. Одно из наиболее заметных исключений — корпорация Intel, деятельность которой в последние годы свидетельствует о заметной диверсификации бизнеса. Глава корпорации Крейг Барретт, характеризуя новую стратегию, отметил, что прошедшее десятилетие было временем персональных компьютеров, а грядущее пройдет под знаком Internet. Главная цель Intel, по его словам, — находиться в центре событий. За два последних года корпорация активно занималась приобретением сетевых компаний, наиболее заметным из которых стала фирма Level One Communications.
Представленная корпорацией архитектура Internet Exchange Architecture (IXA) — это, по сути, попытка повторить в новой для себя области успех, который ранее ей принесла архитектура x86. Образованное в конце прошлого года подразделение Intel Communications Products Group представило около месяца назад первые продукты, предназначенные для ускорения трафика приложений между маршрутизаторами и серверными фермами.
Выступая на открытии четвертого Российского Интернет-форума Юрген Тиль, региональный менеджер Intel в странах Восточной Европы, пояснил, что реализуемая корпорацией горизонтальная интеграция информационных систем заказчиков и поставщиков обладает рядом преимуществ, среди которых — создание новых моделей и рынков сбыта. Intel рассчитывает стать ведущим поставщиком строительных блоков, которые лягут в фундамент Internet-экономики, — клиентских компьютеров, серверов, сетей и служб. Однако новые направления деятельности Intel не ограничиваются только сетевым и Internet-бизнесом. Соглашение с компанией Check Point позволяет интегрировать с архитектурой IXA программное обеспечение межсетевых экранов и виртуальных частных сетей, что, в свою очередь, открывает для корпорации путь на рынок решений безопасности информации. Некоторые аналитики полагают, что одной из причин диверсификации бизнеса Intel является стремление не только расширить сферу деятельности, подкрепив это намерение выпуском новых типов микросхем, но и стимулировать на них долговременный спрос. Для того чтобы получить более развернутую информацию о новой стратегии Intel, обозреватель Computerworld Россия Алексей Чернобровцев задал Юргену Тилю ряд вопросов.
Как бы вы охарактеризовали основные аспекты влияния Internet на деятельность Intel как поставщика продуктов и решений?
Отличительной особенностью современного этапа развития информационных систем является всеобщий доступ в Internet. С этим связан значительный рост использования серверов, который вполне соизмерим с прежним ростом применения ПК. В то же время и клиентские системы — от традиционных настольных до карманных ПК — претерпевают существенные изменения. Однако в ближайшем будущем наибольших сдвигов следует ожидать в серверных и сетевых решениях. Если раньше серверы не очень отличались по производительности от персональных компьютеров, то сегодня в связи с появлением архитектуры IA-64 и скорым выпуском процессора Itanium они превращаются в высокопроизводительные масштабируемые вычислительные системы, способные исполнять критически важные задачи предприятий; важное место среди них отводится приложениям Internet-бизнеса. Это значительно расширяет возможности Intel в производстве и сбыте новых серверных продуктов. Что же касается коммуникационной инфраструктуры, которая развивается чрезвычайно высокими темпами, то для нее мы предлагаем и сетевые устройства, и необходимые для их создания компоненты — процессоры и микросхемы. Intel обладает огромным опытом в области массового производства микроэлектроники и стремится распространить его на новые направления бизнеса.
С микросхемами, которые относятся к основному бизнесу корпорации, достаточно ясно. Но Пол Отеллини, генеральный директор Intel Architecture Business Group, недавно сказал, что корпорация разрабатывает технологии для третьего этапа Internet-бизнеса и создает решения, призванные помочь потребителям выбирать из многообразия аппаратного и программного обеспечения идеально подходящие им продукты. Что здесь имеется в виду?
Это очень интересный вопрос. Несмотря на активность Intel в самых различных областях бизнеса, мы рассматриваем себя, не как поставщика готовых решений для Internet-экономики, а как компанию, которая стремится стать ведущим производителем строительных блоков для ПК, серверов, сетей и служб, образующих основу электронного бизнеса. Исключением, пожалуй, является, создание в сентябре подразделения Intel Online Services (IOS), основная задача которого — организация компьютерных центров для экспертной поддержки внедрения решений Internet-бизнеса. Это новое для нас поле деятельности. Поэтому Intel развивает партнерские связи, а также инвестирует значительные средства в приобретение компаний, обладающих технологиями и опытом, которые могут пригодиться в новых видах деятельности. За последние полгода корпорация купила пять фирм, предлагающих решения в области виртуальных частных сетей, IP-телефонии, управления сетями. Совсем недавно, например, было объявлено о приобретении за 1,25 млрд. долл. датской компании Giga, создающей продукты для волоконно-оптических сетей.
По словам Майка Омера, вице-президента Intel Online Services, цель этого подразделения — стать одним из ведущих провайдеров хостинга баз данных и Web-приложений. Вы могли бы это как-то пояснить?
Intel создает центры IOS не только для хостинга. Мы предлагаем услуги, позволяющие распространять решения, которые поддерживают Internet-коммерцию. Internet-бизнес уже сейчас приносит корпорации свыше половины всех ее доходов, более миллиарда долларов в месяц. В прошлом году доходы Intel от интерактивных сделок достигли 10,5 млрд. долл. Это наивысший показатель в индустрии информационных технологий. Intel обладает достаточным опытом, чтобы помочь другим организациям в данной области. В ближайшие три-четыре года планируется инвестировать около 2 млрд. долл. в Intel Online Services, открыть центры в Японии и Великобритании.
Разрабатывать и предлагать покупателям строительные блоки одно, а организовывать работу крупных вычислительных центров — совсем другое. Насколько корпорация готова к нехарактерному для нее виду деятельности?
Действительно, это совершенно новый бизнес для Intel. Однако наши специалисты имеют достаточный опыт создания подобных центров и управления ими при решении задач Internet-бизнеса внутри самой корпорации. Следует учитывать также, что важнейшей составляющей реализации концепции Online Services является совместная работа с партнерами, среди которых такие консалтинговые организации, как PricewaterhouseCoopers, а также крупнейшие телекоммуникационные операторы и Internet-провайдеры. Наряду с этим при «тиражировании» центров будет использован корпоративный опыт организации выпуска процессоров, основанный на идее воспроизводства точных копий: на фабриках, расположенных в разных странах, применяется одинаковое оборудование, технологические процессы, администрирование. Все это позволяет надеяться, что мы сумеем успешно справиться с поставленной задачей.
Вы сказали, что ПК-серверы предыдущего поколения не обладали производительностью, которая бы соответствовала требованиям Internet-бизнеса. Действительно, по мнению экспертов, если у Intel и есть «микропроцессорная ахиллесова пята», то это продукты для высокопроизводительных серверов масштаба предприятия и систем для Internet-провайдеров. Является ли выпуск Itanium попыткой вступить в серьезную конкуренцию с RISC-процессорами, поддерживающими Unix-системы?
Не думаю, что Unix является операционной системой, совершенно не связанной с платформой Intel. Более того, большинство Unix-серверов базируется на архитектуре Intel. Даже производители, традиционно ориентирующиеся на RISC-процессоры, заявили о своей приверженности архитектуре IA-64. Поэтому появление во второй половине года процессора Itanium, поддерживающего и Windows, и Unix, не только значительно увеличит число компаний, использующих архитектуру Intel, но и снимет все вопросы о ее производительности и масштабируемости.
Intel чрезвычайно быстро развивает микроэлектронные технологии. Не является ли активность в области Internet-бизнеса средством формирования рынка для новых разработок корпорации, в том числе и процессоров?
Основным видом деятельности Intel, безусловно, является производство процессоров. Только в этом году мы планируем выпустить их три. Это Itanium, основанный на архитектуре IA-64, Willamette, развивающий 32-разрядную архитектуру, и, наконец, Timna, в котором объединяются функции процессора и поддерживающего его работу набора микросхем. Не могу согласиться с тем, что мы искусственно формируем рынок, ведь существуют объективные законы его развития. По оценкам Intel, в ближайшее время продажи персональных компьютеров будут расти уже не такими высокими темпами, как раньше. В то же время благодаря Internet значительно увеличится спрос на сетевые, телекоммуникационные и серверные продукты. Учитывая эти тенденции, мы стараемся выпускать процессоры для различных применений. Но не следует думать, что Intel занимается, скажем, сетевым бизнесом только для того чтобы увеличить объемы продаж сетевых процессоров. Руководство корпорации считает, что одно подразделение не может развиваться за счет другого и любой вид бизнеса должен приносить прибыль.
Диверсификация бизнеса, по-видимому, призвана помочь корпорации на рынке микроэлектроники, где продукты быстро устаревают и падают в цене?
Не совсем так. Несмотря на высокие темпы развития технологий и связанное с этим снижение цен, мы постоянно получаем свою долю прибыли. Положение дел таково, что, вопреки пессимистическим прогнозам, Intel физически не успевает удовлетворять потребность в новых процессорах, спрос на которые постоянно растет. Об этом свидетельствуют результаты прошлого года и показатели текущего. Такая ситуация складывается, несмотря на значительный рост производственных мощностей корпорации.
Какую долю доходов обеспечат, по вашему мнению, продукты Intel, развивающие инфраструктуру Internet?
Думаю, можно утверждать, что практически все доходы корпорации так или иначе связаны с Internet: персональные компьютеры объединяются в сети, далее следуют межсетевые соединения, многочисленные серверы и т. д. В этом смысле весь наш бизнес — от производства микроэлектронных компонентов до предоставления услуг Online Services — направлен на развитие инфраструктуры Internet.
Что происходит сегодня с Internet-бизнесом Intel в России?
В настоящее время, наряду с уже известными российскими производителями ПК, в России, других странах СНГ и Балтии действует около 2 тыс. средних и мелких сборщиков ПК, выпускающих до 500 компьютеров в год. Уже с 1997 года мы начали применять Internet для реализации программы их поддержки этих фирм. В прошлом году 98% этих организаций использовали Internet для размещения заказов, консультаций и информационного обслуживания. Если же говорить об электронном бизнесе третьего поколения, то, естественно, Intel только начинает эту деятельность в России. Думаю, по мере анонсирования корпорацией продуктов и услуг в области Internet-бизнеса на них будет формироваться спрос, который, в свою очередь, должен порождать новые предложения. Как и в других странах, мы планируем организовать здесь экспертную поддержку выбора оптимальных решений. Реально же все будет зависеть от заинтересованности компаний, а также от решимости правительства России активизировать развитие электронного бизнеса и поддерживающей его телекоммуникационной инфраструктуры. При благоприятном развитии событий в России могут быть созданы системы Internet-бизнеса третьего поколения, которые будут переориентированы от поставщиков продуктов на их клиентов.
Итак, по мнению специалистов Intel, ориентированный на потребителей Internet-бизнес требует применения интеллектуальных приложений, обеспечивающих взаимодействие информационных систем заказчиков с многочисленными Web-сайтами производителей и компаний-посредников, равно как и приложений, анализирующих и интерпретирующих собранную информацию. Однако, согласно различным источникам, от 65 до 80% деловой информации размещается в настоящее время в мэйнфреймах, а остальная ее часть хранится в Unix-серверах. Поэтому необходимо создание промежуточного уровня серверов, обеспечивающего взаимодействие базовых информационных систем с Web-серверами «переднего края». Если предприятия примут такую модель развития, им придется постоянно наращивать вычислительную мощность используемых ими серверов. Учитывая, что в настоящее время процессоры, наборы микросхем и системные платы, по данным самой Intel, определяют 25 млрд. долл. в 30-миллиардном обороте корпорации, распространение систем электронной коммерции должно весьма положительно сказаться на доходах Intel. Крейг Барретт полагает, что для возглавляемой им корпорации вполне реален ежегодный рост оборота в 15-20%.