Определение: Объемно-календарный план (master production schedule — MPS) — результат процесса объемно-календарного планирования, целью которого является принятие решения о целесообразной программе деятельности фирмы на определенный период. Как результат возникает план, регулирующий производство и закупку изделий, подчиняющихся данному методу планирования

Производственный план (также называемый мастер-планом, основным бюджетом или бюджетом производства) обычно составляется в системе функционального управления с целью стратегического планирования деятельности предприятия и представляет собой модель продаж, составляемую исходя из различных типов прогнозов, к которым относятся прежде всего прогноз, основанный на исторических данных, прогноз, основанный на заказах клиентов, и прогноз, базирующийся на исследованиях спроса. Такой бюджет составляется обычно на предприятиях и в компаниях любого профиля, в том числе торговых и ориентированных на предоставление услуг. Калька английского названия данного вида плана — мастер-план подчеркивает базовый характер этого плана для всех остальных видов планирования. В системе бюджетного управления эквивалентом данного вида плана является основной бюджет, который может выглядеть как бюджет продаж, бюджет производства — в зависимости от вида деятельности фирмы.

Мастер-план составляется обычно по укрупненным классификаторам продукции и на достаточно длительный срок (называемый горизонтом планирования): не менее одного года, желательно более, с разбивкой по квартальным или даже по месячным периодам (называемым периодами планирования), в зависимости от динамики деятельности предприятия.

Оценка реализуемости производственного плана производится в основном экспертным методом, а его целесообразности — по результирующим финансовым показателям. Естественно, что финансовые показатели вычисляются исходя из предположения о выполнении плана. Следствием этого является необходимость пересмотра финансовых показателей и финансовых планов предприятия в случае существенных отклонений фактического объема продаж от плана, чем бы они ни были вызваны. Так, при снижении объема продаж имеет смысл снизить размер получаемых кредитов и провести ревизию прибыльности направлений деятельности, а в случае перевыполнения — рассмотреть вопрос о досрочной оплате уже взятых взаймы средств и, возможно, изучить пути расширения бизнеса.

На основании мастер-плана составляется объемно-календарный план (MPS), который представляет собой детализацию производственного плана на более мелкие периоды и по конкретной номенклатуре продукции, в том числе список объемов производства (продаж для торговой компании) на каждое запланированное изделие для каждого периода планирования. Отсюда и русское название — «объем в календарном разрезе», английское же название подчеркивает, что данная планировочная таблица устанавливает главный календарь производства и служит основой для следующих за ней операций детального расчета планов и планирования цеховых заданий. MPS готовится на уровне управления бизнесом «в целом» или предприятием и обычно включает развернутый план производства конкретных видов товаров.

Связь планировочных таблиц производственного и объемно-календарного плана

Из приведенной слева таблицы хорошо видно, что при переходе от производственного к объемно-календарному плану происходит разбиение укрупненной классификации продукции на конкретные модели, например, ноутбуков на модель с процессором Pentium MMX/200 МГц и Pentium MMX/266 МГц, и квартального периода оценки финансовых потоков на недельные производственные периоды. Также легко видеть, что среди настольных ПК запланирована замена моделей: Pentium II/300 МГц постепенно выводится из производства, заменяясь моделью Pentium II/450 МГц, а Pentium II/ 400 МГц играет вспомогательную роль, облегчая переход на старшую модель.

При составлении объемно-календарного плана очень важен как раз элемент принятия решения: нужно перевести стратегические задачи на конкретный язык функциональных подразделений (производства, закупок и продаж), в том числе принять решение о перспективности производства тех или иных моделей, замене продуктов или выводе на рынок новых. Эти важные решения служат основой для последующих закупок компонентов, сырья и материалов, планирования производственных мощностей и, следовательно, в конечном счете отразятся и на финансовой деятельности предприятия. Ну и, естественно, отделу продаж придется продавать то, что произведено или закуплено...

После согласования предварительного плана он превращается в «запущенный» (запланированный) объемно-календарный план. Затем выполняется полноценная процедура планирования потребности в материалах и производственных мощностях. Эта процедура и является собственно процедурой MRP II (см. Computerworld Россия, 2000, №6).

Задача, которая ставится в процессе планирования потребности, — подготовить детализированные планы производства продукции и приобретения компонентов и сборок, необходимых для удовлетворения объемно-календарного плана. Эта цель имеет три составляющие:

  • подготовить детализированный, структурированный по времени анализ потребности в сырье, компонентах, узлах и готовых изделиях, и на основе этого плана — план их закупок;
  • подготовить детализированный, структурированный по времени анализ производственных мощностей, необходимых для производства компонентов, узлов и готовых изделий;
  • подготовить детализированный, структурированный по времени анализ операций по пополнению складских запасов, необходимых для выполнения объемно-календарного плана. Заметим, что данный план отличается в общем случае от плана закупок, составленного непосредственно на основе MRP.

Сергей Колесников — независимый консультант. С ним можно связаться по электронной почте по адресу it_info@iname.com.


Объемно-календарный план

MPS-изделие Период (недели)
1 2 3 4 5 6 7 8
Коврик (рисунок А) 86 93 119 100 100 100 100 100
Подставка 0 50 0 50 0 50 0 50
Маркеры (синие) 75 120 47 20 17 10 0 0
Карандаши (трехцветные) 125 125 125 125 125 125 125 125