Успех российских компаний — производителей программ на западном рынке пока еще, увы, экзотика. Единичные достижения, например ABBYY или «Лаборатории Касперского», служат лишь дополнительным свидетельством в пользу этого утверждения.
Шансы российских компаний связаны с тем, что они активно используют технологии, как минимум не отстающие от западных, часто за счет все еще высокого уровня прикладной математики в России. Но распознавание текста, речи, антивирусная защита, нейротехнологии — все это, в общем, наукоемкое ПО, но не системное, не платформенное. Компания РЕЛЭКС из Воронежа производит и продает профессиональную СУБД «Линтер» и этим уникальна. Продается эта СУБД как в России, так и на Западе. Начнем с России, ведь рождалась система, когда о западном рынке речь еще не шла.
История СУБД «Линтер» начинается в 1980 году. К 1983-му в рамках госзаказа был успешно завершен проект первой в СССР реляционной СУБД БАРС. А в 1986 году группа специалистов создала мобильную СУБД с интерфейсом реляционного типа под названием «Интереал»; ее разработка не опиралась на государственный заказ, скорее, это была инициатива самих специалистов. Однако именно этот проект явился одним из блоков, послуживших фундаментом компании РЕЛЭКС («Реляционные экспертные системы»), образованной в 1990 году. К 1992 году система была замечена экспертами Министерства обороны РФ.
Безопасности информации при сбоях и защите данных от несанкционированного доступа разработчики «Линтер» изначально уделяли много внимания. В результате СУБД получила сертификат Гостехкомиссии на соответствие второму классу безопасности данных и, как система, наиболее полно обеспечивающая сохранность информации, была определена в качестве одной из базовых систем для использования в государственных проектах. Одним из крупнейших клиентов РЕЛЭКС в этот период стало МВД, для которого был реализован проект общероссийской информационно-аналитической системы.
К 1994 году специалистами РЕЛЭКС на основе «Линтер» была реализована система с распределенными базами данных для Министерства обороны. С 1994 года СУБД развивалась по нескольким направлениям; разрабатывались специализированные версии системы в рамках государственных программ, в том числе МВД, Минобороны и Миннауки.
На российскую фирму обратили внимание и на западном рынке. В том же 1994 году американская System Six стала первым зарубежным дистрибьютором РЕЛЭКС, к этому периоду относится и первая совместная разработка с Siemens Nixdorf по переносу «Линтер» на платформу Sinix.
Игорь Бойченко: «Последние наши разработки привели к появлению «словных» и битовых индексов, так что все идет к тому, что наша СУБД теперь может стать основой технологий поисковых машин» |
Проникновению на западный рынок помогло то, что в основе системы изначально лежали передовые технологии: архитектура клиент-сервер, поддержка механизма транзакций, стандарт ANSI/ISO SQL-92, ODBC, JDBC...
Отдельно решался вопрос совместимости «Линтер» с СУБД Oracle. Благодаря специальной библиотеке OraLin приложение, работающее с СУБД Oracle, будет с таким же успехом работать и с «Линтер», не заметив подмены. Кроме того, для более полной совместимости с СУБД Oracle расширен синтаксис языка запросов, который в данный момент поддерживает многое из того, что есть в Oracle SQL, вплоть до иерархических запросов. Все это было сделано, чтобы для многочисленных пользователей Oracle переход к использованию «Линтер» не составил большого труда. «Линтер» работает практически на всех коммерческих операционных системах.
В РЕЛЭКС не стали делать ставку на распространение на Западе «коробочного» продукта, хотя бы потому, что это требует непосильных затрат на маркетинг, и направили силы на продвижение заказных программ на базе своей СУБД — благо русские программисты пока сохраняют хорошую репутацию. Основная деятельность РЕЛЭКС в США — совместные проекты с американскими фирмами. Схема сотрудничества, как правило, такова: РЕЛЭКС поставляет заказчику конкретную версию системы в готовом виде или реализует встроенный вариант СУБД «Линтер», и уже на его основе ведется совместная разработка прикладной программы. По этой формуле российская компания работает с такими организациями, как ADIC, Alignmark, Флоридский университет.
В настоящее время самое большое представительство РЕЛЭКС — в Денвере (шт. Колорадо, США). Рассматриваются варианты по организации дилерской сети в Канаде и Германии.
«Наши иностранные клиенты, — говорит заместитель генерального директора по маркетингу Геннадий Пономарев, — гораздо увереннее себя чувствуют, зная, что в случае крупного сбоя им не придется ждать помощи из России, теряя при этом деньги из-за вынужденного простоя. Все проблемы решатся на месте».
2 февраля ряд руководителей отечественных фирм-разработчиков были награждены почетными грамотами Миннауки за большой вклад в развитие информационных технологий в России и активное участие в организации юбилейной выставки «Софтул ?99». Среди них был и Игорь Бойченко, глава РЕЛЭКС. На церемонии он был единственным представителем немосковской компании, поэтому в редакции Computerworld Россия постарались не упустить возможность задать ему ряд вопросов.
Многие ли коллективы в России разрабатывали СУБД сами? Почему они исчезли, а вы остались?
Мы начинали в 1983 году, когда в СССР было довольно много неплохих коллективов-разработчиков СУБД. Это киевский Институт кибернетики АН УССР — СУБД «Пальма» (иерархическая модель данных), СУБД ИНЭС — Москва, СЕТОР (сетевая) — Тверь, СУБД НИКА — Москва и ВЕРА — Рига (заявляли о поддержке реляционной модели). Однако все эти разработки носили в значительной степени академический характер и не смогли противостоять «нашествию» персональных СУБД и рыночных отношений в сфере информационных услуг. Вообще 1989-1992 годы были черными для отечественного «СУБДстроения». Нашествие внешне привлекательных персональных СУБД полностью деморализовало остатки коллективов программистов, хотя уровень собственных технических идей и программные решения были для того времени очень приличными. Многие не сразу поняли роль персональных систем и даже высказывались, что больше на рынке СУБД делать нечего, все уже сделано. Опомнились — в основном уже их заказчики — только через три-пять лет, когда рынок заполнили ими же созданные АРМ и файл-серверные системы.
А СУБД HyTech?
HyTech появилась и очень громко о себе заявила в 1994 году. Ей было посвящено несколько очень серьезных публикаций в компьютерной периодике, «нагруженных» мощной теоретической базой по ряду технических решений. Но и о ней сейчас почти ничего не слышно.
Расскажите, пожалуйста, как вы вышли на американский рынок.
Помогли партнеры, которые познакомили нас с американской компанией System Six. Эта компания специализировалась на поставке информационных решений для банков и использовала шведскую систему — СУБД Mimer. Американцы очень четко сформулировали свои требования, и это для нас было удачей — они смогли оценить наши возможности. Они перебили мой «официальный» доклад о штатных возможностях и претензиях и сразу начали копать по существу системы. Был оформлен контракт, по которому нам надлежало расширить функциональные возможности системы и, что особенно важно для нас, привести ее к цивилизованному виду, то есть обеспечить реализацию де-юре и де-факто стандартов в области обработки данных и пользовательских интерфейсов. Мы все выполнили в срок и показали себя, не буду скромничать, с хорошей стороны. А это уже — кое-какая репутация.
Как компании удается одновременно работать на российском и на американском рынке? Ведь требования, наверное, совершенно разные. Не значит ли это, что вам приходится в какой-то степени дублировать программистские и другие ресурсы?
Удается, и это интересно, полезно и даже выгодно. Требования и подход в ведении проекта различны. У нас это классический вариант «сверху вниз», у них практикуется предварительная разработка — в качестве исходной составляющей задания на проект — интерфейса системы, к которому уже «прирастают» собственно программные модули реализации. В штате компании-разработчика обязательно присутствуют тестеры. Правда, необычно для нас не это (у нас самих есть выделенное подразделение тестирования), а то, что на одного тестера у них полагается иметь три программиста, а то и два. Совершенно типичной для них является формулировка задания в достаточно общем виде, «что надо сделать». (Может быть, это не у всех так, просто мы уже сработались.) Хотя вечные проблемы, также как поиск виноватых и истины в спорах между постановщиками, программистами и заказчиками — прямо по Бруку, существуют точно так же, как и у нас. Конечно, мы берем для себя все полезное от сотрудничества с заказчиками и партнерами. Одновременная работа на двух рынках нам просто необходима. «Заработки» на американском рынке позволяют развивать свои технологии, поскольку, увы, в России мы практически не находим желающих поддерживать отечественную школу профессиональных СУБД, хотя тратятся умопомрачительные суммы на государственные проекты, малый процент от которых мог бы обеспечить финансирование нескольких солидных государственных программ по информатике в целом, а не только СУБД.
Часто ли вам лично приходится общаться с нероссийскими заказчиками? Каковы впечатления?
Не скажу, что часто, и особенных впечатлений нет. Они такие же, как и наши, только, может быть, более конкретны при обсуждении вопроса о том, за что и сколько надо платить, — оттого, наверное, что есть чем. У нас можно долго и вдохновенно планировать с вероятным заказчиком очень солидные проекты, не имея и гроша за душой.
Иногда вашу систему пытаются сопоставить с Oracle. Но, видимо, это не самое уместное сравнение?
Для коммерческого варианта систем с распределенными базами данных, поддержки технологий для OLAP, многопроцессорных платформ сравнивать действительно не стоит. Конечно, у нас нет пока ни технической, ни финансовой возможности эффективно отладить подобные технологии. Решение подобных задач требует от нас перехода на новый качественный уровень, но эта цель достижима, мы видим пути ее реализации и даже готовимся сделать это в рамках новой версии СУБД. У нас уже есть свои наработки в этой части. Я еще люблю говорить, что в случае программных проектов копия должна и может быть лучше оригинала. Мы не повторим неудачных или неприжившихся технических и интерфейсных решений признанных авторитетов.
Более продуктивно, мне кажется, сравнение с теми СУБД, которые последнее время рассматриваются как встраиваемые, например Progress или, скажем, IB DataBase от Inprise. Не так ли?
Согласен. Это уже более реальная ниша для нашей СУБД. Так считают и сторонние эксперты. Думаю, наши СУБД можно применять в тех же областях, что и упомянутые системы. Но наша система более проста как для обучения и установки, так и для настройки. В этом качестве нас «выбирали» и выбрали и в России, и за рубежом, в ряде случаев предпочтя, к слову, наш продукт таким системам, как InterBase и Raima. Так, мы заключили договор с ADIC, одним из ведущих мировых разработчиков систем управления информацией сверхбольшого объема. Место «Линтер» именно там, где требуется, чтобы конечный пользователь видел только конечный продукт, а все прочие инструменты, на которых он построен, были прозрачны. «Линтер» ни при каких обстоятельствах не захватит больше памяти, чем установлено в настройках, постарается вернуть размеры рабочих файлов к их первоначальному размеру и в то же время сам расширит файловое пространство там, где это необходимо. Есть и другие особенности, например поддержка режима реального времени.
Progress и Inprise удалось продвинуться на рынке встроенных систем во многом за счет того, что у них были очень удобные средства разработки. Не мешает ли сейчас распространению вашей СУБД недостаточная распространенность именно средств разработки?
Я не считаю, что это может стать причиной низкой конкурентоспособности системы. Для «Линтер» существуют драйверы, полностью поддерживающие стандарты ODBC 3.0 и JDBC 1.2, это позволяет разработчику использовать любое привычное для него средство разработки, будь то Power Builder, Delphi, Visual Basic или JBuilder и т. д. Есть и «Лакуна» — собственное очень эффективное средство разработки приложений с псевдографическим интерфейсом, с помощью которого созданы большие автоматизированные системы на базе «Линтер». Кроме того, близок к завершению оригинальный проект по созданию собственного средства быстрой визуальной разработки приложений LAB, функционирующего в среде Windows и Unix и использующего объектно-ориентированный подход для построения компонентных приложений. По функциональности данная система не уступит Delphi, а по ряду возможностей будет даже превосходить. Выпуск первой бета-версии системы ожидается этим летом. Еще одним перспективным направлением является интеграция системы со средством создания и ведения информационных хранилищ «Невод».
Допустим, ваш бизнес будет расти и расти. Труднее будет делать все своими руками. А рассчитываете ли вы отдать в будущем разработку приложений в руки партнеров?
Эта задача посложней предыдущих. Надо пробиваться со своими продуктами в уже поделенный рынок, в российской части которого к тому же процветает нелегальное использование программ. То есть у нас не работает показатель выгодной для партнеров стоимости. Тут и проблемы раскрученности и известности фирм-поставщиков, и многие другие коммерческие нюансы. А так мы, конечно, готовы уже сейчас отдавать свои технологии партнерам на самых выгодных условиях.