Выбрана концепция перехода к услугам систем сотовой связи третьего поколения
Сергей Алябьев: «Особенность сотовой связи в диапазоне 450 Мгц заключается в том, что ее развитие исторически происходило не только в двух столицах, но и в большинстве регионов» |
Одним из разделов программы бизнес-форума явилось пленарное заседание Ассоциации операторов Федеральной сотовой сети NMT-450 («Сотел»), обнародовавшее конкретные планы ее «оцифровки».
«Сотел» имеет самую большую по размеру сотовую сеть (500 городов). По словам исполнительного директора ассоциации Сергея Алябьева, особенность сотовой связи в диапазоне 450 Мгц заключается в том, что ее развитие исторически происходило не только в двух столицах, но и в большинстве регионов. В 21 регионе на нынешний момент операторы NMT-450 имеют большее число абонентов, чем операторы GSM. Причина «прорегиональной» ориентации стандарта NMT-450 во многом кроется в низкой себестоимости развертывания сетевой инфраструктуры по сравнению с цифровыми стандартами GSM и DAMPS. Экономия достигается за счет лучшего, чем в более высоких частотных диапазонах, покрытия местности одной базовой станцией.
Можно было бы считать, что диапазон 400 МГц действительно лучше всего приспособлен к эксплуатации в российских условиях. Но только по ряду параметров, которые, в связи с глобальным развитием технологий мобильного доступа к сетевым службам, теряют былую значимость. Главный недостаток существующего в этом диапазоне и пока единственного дееспособного стандарта NMT-450 — отсутствие преемственной технологии перехода к системам третьего поколения.
Да, абоненты NMT не смогут пользоваться услугами высокоскоростного доступа к Internet, не узнают, что такое WAP (производители не станут заниматься разработкой WAP-служб для неперспективного, с их точки зрения, стандарта) и не почувствуют прелести пакетной тарификации трафика данных, как это предусматривает GPRS. Очевидно, допустимым «потолком» скорости передачи данных в NMT-450 останутся 9,6 Кбит/с, и то в случае, если оператор дополнительно модернизирует радиоинтерфейс и установит соответствующее программное обеспечение, как это сделала «Московская сотовая связь». Однако на выходе всех усилий будет результат, несоизмеримо уступающий простейшей системе GPRS для GSM или CDPD для DAMPS. Эти причины, заставившие операторов «Сотел» спешно искать альтернативные решения, лежат на поверхности.
Глубинные истоки проблем Федеральной сети «Сотел» видятся в несколько ином свете. Дело в том, что бизнес операторов NMT-450 даже в международном масштабе не вырос до уровня, когда операторы или их альянс могут диктовать условия игры телекоммуникационным производителям. Наоборот, скорее они находятся в полной зависимости от смены настроения партнеров-производителей. Ericsson, выступившая в качестве стратегического партнера Ассоциации операторов NMT-450 в 1992 году, и сейчас предлагает единственную и безальтернативную панацею, своеобразную антикризисную программу под названием GSM-400. Ericsson имеет свои причины продвигать на мировой рынок именно этот стандарт, российским же операторам не остается ничего другого, как следовать пути, начертанному стратегическим партнером. Не случайно Ericsson явилась генеральным спонсором заседания Ассоциации операторов «Сотел», на котором и было объявлено о судьбоносном решении взять курс на переход к услугам мобильной связи третьего поколения через технологию GSM-400.
Стратегия решения такова: на территориях, где действуют сети NMT-450, будет осуществляться поэтапное внедрение оборудования двухдиапазонных базовых станций GSM-400/1800, во всем остальном планируется использовать прежнюю инфраструктуру операторов. Насколько можно судить по заявлениям ответственных лиц Ассоциации «Сотел», никакой замены оборудования NMT на GSM происходить не будет, и абоненты аналогового стандарта NMT будут обслуживаться без всяких ограничений. В конце прошлого года на тестовом полигоне было произведено сопряжение вызовов с абонентского телефона GSM-400/1800 на NMT-450, что открывает оператору возможность строить, по сути дела, двухрежимную сотовую сеть. Затем предполагается плавная миграция абонентов с аналоговой сети на цифровую.
Со своей стороны стратегический партнер, в лице вице-президента компании Ericsson Эдди Омана, заявил о том, что «деятельность операторов в стандарте NMT будет поддерживаться корпорацией до тех пор, пока в этом будет необходимость». Говоря о развитии бизнеса на базе GSM-400, представители Ericsson настоятельно рекомендовали операторам «Сотел» более тесно взаимодействовать с региональными компаниями, эксплуатирующими двухдиапазонные сети GSM-900/1800, вплоть до создания альянсов. Оказывается, при таком стечении обстоятельств у будущих абонентов «Сотел» появится уникальная возможность пользоваться трехдиапазонными трубками GSM-400/900/1800, выпуск которых начали осваивать Benefon и Nokia.
Итак, операторы «Сотел» свое решение приняли, но ряд вопросов все равно остается. Во-первых, как будет решен вопрос с частотным планированием в диапазоне 400 МГц? Ведь, если поначалу цифровая сеть GSM-400 будет накладываться на аналоговую NMT, а не замещать ее, то потребуются дополнительные полосы частот, иначе в зоне обслуживания абонентов NMT возникнут «белые пятна».
Во-вторых, технология Ericsson предусматривает лицензирование верхнего диапазона 1800 МГц. Не произойдет ли здесь столкновения интересов «Сотел» и тех операторов, которые уже построили или только собираются создавать сети GSM-900/1800? В частности, в Москве и Санкт-Петербурге, где за свободные верхние частоты идет нешуточная борьба, появление еще одного претендента отнюдь не разрядит ситуацию. И хотя генеральный директор МСС Юрий Хромов заверил, что «еще не все частоты в диапазоне 1800 разобраны», это мало успокаивает.
Кроме того, не ясно, как согласуется нынешнее решение российских операторов NMT50 с позицией их европейских коллег, которые в ноябре приняли как равновероятные два альтернативных пути цифровизации сотовой связи — на основе технологии GSM-400 и на основе CDMA-400. Европейский союз операторов NMT (MoU NMT) до сих пор окончательно не определился и, вероятно, выжидает, какая из предлагаемых технологий со временем возьмет верх. Наши операторы, еще зимой во всем полагавшиеся на выбор MoU NMT, теперь внезапно форсировали события и рискуют оказаться в изоляции, если чаша весов CDMA-400 в Европе перевесит. Такую вероятность нельзя исключать, учитывая, что CDMA-400, апологетом которой выступает Lucent Technologies, технологически стоит гораздо ближе к системам третьего поколения, чем GSM-400.
Впрочем, и на этот счет руководство Ассоциации операторов NMT-450 абсолютно спокойно. В Европе практически повсеместно развернуты сети GSM-1800, и на их базе «цифровые» абоненты «Сотел» смогут пользоваться международным роумингом так же широко, как это происходит сейчас.
И последнее, на чем хотелось бы остановить внимание. Чем больше идет разговоров о предстоящей революции в сотовой связи, тем резоннее кажутся доводы тех, кто полагает, что далеко не все категории абонентов будет интересовать высокоскоростная передача данных по беспроводным сетям. Несомненно, это необходимое условие для бизнес-пользователей. Но, как показывает опыт Скандинавских стран, откуда родом стандарт NMT, сотовой связью с успехом пользуются не только бизнесмены, но и рядовые граждане, которым нужна лишь обычная голосовая связь, но по доступным ценам. Поэтому финны и шведы не считают для себя насущной такую задачу, как цифровизация сотовых сетей диапазона 400 МГц.
Конечно, для успешной конкуренции на сотовом рынке Москвы и Питера МСС и «Дельта Телеком» придется внедрять цифровые технологии, и чем скорее, тем лучше. Но насколько остра проблема нехватки емкости эфирных каналов и прочего с точки зрения остальных 58 региональных операторов? Особенно в тех регионах, где обычного, проводного телефона не достать, а дела делать все равно как-то нужно? Скоро ли там возникнет спрос на услуги систем третьего поколения? Потому, наверное, не покажется чересчур курьезной такая идея: не лучше ли оставить все как есть, а средства, которые определены на нужды цифровизации, пустить на расширение абонентской базы и качественный маркетинг. И коль скоро для ассоциации что-то значит ее членство в «Фонде поддержки отечественных товаропроизводителей», то на этом поприще взаимоотношения с российским телекоммуникационным производителем — ЗАО «МобиКом» могут перейти на реальную коммерческую почву. Возможно, это именно то, чего не хватает «Сотел», чтобы стать сотовой сетью национального масштаба.