Поделиться своими наблюдениями мы попросили Ходсона Торнбера, партнера компании Arthur Andersen.
Вертикальная интеграция, оставшаяся с эпохи централизованного планирования, ограничивает возможности B2B |
Что вы могли бы сказать по поводу этого состояния и потенциала рынка в России? Какие факторы вы могли бы отнести к положительным, а какие — к негативным для развития этого рынка?
Если развитие электронного бизнеса в США считается чем-то само собой разумеющемся, то Россия отстает на два-четыре года, и в будущем это отставание сохранится.
Одна из основных причин состоит в недостаточно развитой телекоммуникационной и транспортной инфраструктуре. Вторая важная причина — это язык. Язык WWW — английский: около 95% самых популярных Web-сайтов на Западе публикуют информацию на английском языке. Это значит, что в странах, где английский не является языком, активно используемым для ведения бизнеса, проникновение на рынок будет ограниченным. Конечно, уже существует немало русскоязычных Web-сайтов. Но сайтов, сравнимых с самыми популярными Web-ресурсами на Западе, которые привлекают огромное количество людей, в России пока не существует.
Один из важных показателей скорости распространения Internet — это рыночная стоимость западных Internet-компаний. Эта стоимость, конечно, зависит от целого ряда факторов, но скорость распространения среди них самый существенный. Сегодня на Западе все, что связано с Internet, развивается не в реальном времени, а во времени Internet, то есть в десять раз быстрее. С финансовой точки зрения это значит, что результата, которого традиционный бизнес мог ожидать через десять лет, электронный бизнес может добиться через два года. Это значит, что более медленное развитие электронного бизнеса в России выливается в более низкую стоимость местных компаний. Трудно делать количественные оценки, но, с моей точки зрения, рыночная стоимость электронного бизнеса в расчете на душу населения в России примерно в 10-100 раз ниже, чем на Западе. К примеру, если в США многие Internet-компании теперь привлекают третий круг инвестиций, которые могут достичь 100 млн. долл., в России эти инвестиции составляют от 1 до 10 млн. долл.
Кроме того, баланс между спросом и предложением инвестиционных возможностей в России кардинально отличается от Запада. В России очень много умных и предприимчивых людей, готовых начать свой Internet-бизнес, которым требуется начальный капитал, но инвестировать деньги готовы очень немногие компании. Это тоже может снизить стоимость местных Internet-компаний.
Говоря конкретнее об основных позитивных и негативных факторах, я бы отметил следующие причины, в силу которых развитие электронного бизнеса в России может коренным образом отличаться от развития его на Западе.
- Недостаточная телекоммуникационная инфраструктура препятствует активному использованию Internet. В ближайшие несколько лет инфраструктура будет развиваться из центральных городов к окраинам.
- Недостаточная транспортная инфраструктура ограничивает использование интерактивных сделок. Отсутствие в России службы, аналогичной FedEx, и даже почтовой связи, доставляющей корреспонденцию гарантированно и своевременно.
- Недостаточная финансовая инфраструктура. После августа 1998-го россияне не доверяют российским банкам; кредитные карточки очень непопулярны. Любая российская система Internet-оплаты воспринимается как серьезный финансовый риск.
- Российская сфера обслуживания весьма неразвита, отличается узким диапазоном услуг и весьма нетребовательными потребителями. Internet предлагает скорость и удобство для требовательных потребителей, но российские потребители пока слишком терпимы для того, чтобы им были необходимы услуги уровня Internet.
- В производственном секторе вертикальная интеграция, оставшаяся с эпохи централизованного планирования, ограничивает возможности B2B. Это приводит к низкой эффективности, низкому качеству продуктов и услуг.
- Бартер, коррупция и уклонение от уплаты налогов. Конкуренция со стороны B2B не радует тех, кто делает свой бизнес на бартере. Потенциальная возможность отследить сделки, выполняемые по Internet, не понравится тем, кто уклоняется от налогов.
Положительным моментом является то, что россияне отличаются большой гибкостью, умом и пытливостью, и будут использовать Internet сразу, как только это станет им выгодно. Пример тому — распространение мобильных телефонов. Трудность состоит в том, чтобы найти области применения Internet, где перечисленные проблемы стоят не столь остро.
В чем состоит особенность подхода вашей компании к деятельности в области электронного бизнеса? Какие модели бизнеса вы выделяете в этой области? Существует ли у вас совокупность собственных методик или методических подходов для работы в этой области, или вы пользуетесь какими-то общими методиками?
Arthur Andersen погрузилась в океан Internet вместе со своими клиентами. Чтобы помочь нашим клиентам добиться успеха в эпоху Новой Экономики, мы должны сами добиться успеха в этой области. У нас есть основной продукт и центры разработки методологии, на которые ежегодно тратятся миллионы долларов и которые создают прекрасные средства для всех тех в Arthur Andersen, кто использует их при обслуживании быстрорастущего числа наших потребителей, обращающихся к услугам электронного бизнеса. Мы быстро наращиваем диапазон охвата и глубину наших партнерских альянсов с поставщиками новаторских решений, такими как создатель цифровых рынков — компания Ariba. Есть несколько кардинально различных моделей бизнеса, отвечающих требованиям различных отраслей. Arthur Andersen готова предоставить полный спектр услуг по всему миру самым разным компаниям и госорганизациям, которые хотят использовать Internet-технологии. Мы уже реализовали ряд успешных проектов в основных областях со специфическими моделями бизнеса. Должен отметить, что это не новые модели — B2B существует уже несколько тысяч лет. Новым является скорость выполнения и совершенство информации, открывающие абсолютно новые возможности использования этих моделей бизнеса для более эффективного производства товаров и услуг.
Потребности и возможности использования электронного бизнеса сильно отличаются для разных предприятий и целых отраслей. Какие типы клиентов и проектов в области электронного бизнеса являются в России, на ваш взгляд, приоритетными или перспективными и почему?
Речи о приоритетах напоминают централизованное планирование. В Сети нет никаких приоритетов. Потребители ежеминутно выбирают приоритеты, и предприниматели реагируют на этот выбор. Те, кто делает это быстро, честно и надежно, — добиваются успеха. Других постигает неудача.
Мы только наблюдаем за тем, как развиваются рынки и делаем некоторые предварительные предположения о том, что может произойти в ближайшие год-два. Самой интенсивной областью использования Internet в России, как и на Западе, долгое время останется электронная почта. Она поразительно эффективна и надежна и при относительно невысокой стоимости дает пользователям огромные преимущества.
Следующим, с моей точки зрения, будут информационные узлы, такие как weekend.ru и menu.ru, к которым теперь обращаются через ПК, но вскоре на них можно будет попасть и с мобильных телефонов. В России очень быстро распространяются услуги беспроводной связи, и такая же судьба ожидает и беспроводной доступ в Internet.
Более специализированные и сложные приложения для взаимодействия между компаниями в России будут распространяться медленно. Промышленность России до сих пор имеет четко выраженную вертикальную интеграцию, поэтому здесь реализуется намного меньше транзакций между компаниями в расчете на душу населения, чем на Западе. Это основная причина неэффективности российской промышленности, поскольку крайне мало возможностей для конкуренции в процессе производства, но она глубоко укоренилась в промышленной инфраструктуре и в менталитете людей и не изменится еще долгое время.
Расскажите о ближайших планах компании в области электронного бизнеса — в мире и в России.
Самым активным подразделением Arthur Andersen в области электронной коммерции является Corporate Finance, которое помогает Internet-компаниям наращивать инвестиционный капитал. К примеру, летом прошлого года мы представляли Glasnet в ее сделке с Golden Telecom.
Мое подразделение — Business Consulting and eBusiness — предлагает услуги в трех областях. Две из этих областей ориентированы на традиционные компании, которые используют Internet только как область инвестиций для совершенствования своего собственного бизнеса. Первое направление нашего бизнеса состоит в том, чтобы помочь нашим клиентам увеличить эффективность своих бизнес-процессов и систем, в том числе осуществить интеграцию Internet с информационными системами. Второе направление — консультации по вопросам управления и стратегии. Интересно, что около половины наших клиентов в этой области уже заинтересованы в применении Internet-технологий. Наконец, третье направление деятельности — помощь самим провайдерам услуг электронного бизнеса.
Технология меняет все. Мы в Arthur Andersen постоянно адаптируемся к новым возможностям рынка, чтобы предоставить нашим клиентам услуги мирового уровня, которых они от нас ожидают, и предоставить своим сотрудникам динамическую рабочую среду.