Компании, создавшие себе имя производством ПК, хотят предстать в амплуа поставщиков услуг
Майкл Капеллас определил стратегию Compaq в отношении Internet как «все к Internet» |
Корпорации Compaq Computer и Hewlett-Packard — ведущие производители компьютеров, однако теперь они начинают приобретать известность как поставщики целого спектра Internet-услуг.
В 1999 году оборот обеих корпораций превысил 40 млрд. долл. После того как в прошлом году с разницей буквально в одну неделю их возглавили новые генеральные директора, обе они представили новые инициативы, направленные на создание служб, ориентированных на рынок электронного бизнеса. И в этой области они буквально следуют шаг в шаг. Но теперь они станут еще и союзниками, приняв участие в создании совместного предприятия. В конце апреля корпорации сообщили о своем намерении присоединиться к десяти другим фирмам, которые собираются организовать независимую Internet-биржу компьютерных комплектующих.
Производители компьютеров, превращаясь в поставщиков услуг, повторяют путь IBM, которая в последние пять лет успешно выступает в роли поставщика Internet-решений. IBM Global Services, подразделение с оборотом в 29 млрд. долл., объединяющая услуги консалтинга со службами электронного бизнеса, олицетворяет резкое изменение курса, на которое IBM решилась к середине 90-х. Теперь же подстрекаемые нетерпеливыми инвесторами крупнейшие компании, создавшие себе имя в эпоху ПК — в 80-х и 90-х (в том числе и Intel, которая в апреле сообщила о наборе еще тысячи консультантов), стремятся изменить свой профиль и предстать в амплуа поставщиков ИТ-услуг.
Причина этого очень проста. Хотя прогнозы роста продаж ПК достаточно оптимистичны, прибыльность этого бизнеса постепенно сокращается, да и Internet избавляет пользователей от необходимости участвовать в изматывающей гонке за все более быстрыми и мощными ПК. Продажа услуг фирмам, которые только стремятся выйти в Internet либо расширяют свой электронный бизнес, позволяет получить более высокую прибыль и имеет большую тенденцию к росту. По словам Джеффа Линна, вице-президента и генерального менеджера подразделения профессиональных услуг Compaq, рост спроса на подобные услуги определяется двумя факторами: все больше компаний хотят передоверить сопровождение своих информационных систем независимым фирмам, а в эпоху новой экономики всем приходится работать в том ритме, который задает Internet.
«Мы привыкли к двух- или трехлетнему жизненному циклу в том, что касается приобретения новых технологий, — сказал Линн. — Сегодня такие сроки кажутся просто смешными. Сейчас счет идет на месяцы».
Многие эксперты отрасли пока весьма сдержанно оценивают попытки компаний играть заметную роль в области электронного бизнеса. В HP около 7 тыс. консультантов, в то время как в IBM их 130 тыс. человек. (В Compaq отказались сообщить точное число консультантов в ее подразделении профессиональных услуг с персоналом 15 тыс. человек).
«HP и Compaq по-прежнему воспринимаются как компании, выпускающие продукты, — отметил Том Роденхаузер, аналитик из Consulting Industry Services. — IBM добилась гораздо большего успеха в изменении своего основного направления деятельности». Это мнение разделяют и представители самих компаний. «Когда вы говорите: «IBM», многие думают об услугах, — заметил Ник Эрл, директор по маркетингу группы корпоративных компьютерных систем Hewlett-Packard. — Слово «Compaq» для большинства в первую очередь означает аппаратное обеспечение. «HP», вероятно, воспринимается как нечто промежуточное, но все же с некоторым уклоном в сторону аппаратного обеспечения».
Для того чтобы изменить этот имидж, HP стремится реализовать всестороннюю программу развертывания электронных услуг.
Как считает генеральный директор HP Карлтон Фьорина, «Internet многим представляется чем-то далеким, холодным, чужеродным и угрожающим». Она же видит свою задачу в том, чтобы превратить HP в «мостик к близкой, теплой и дружественной Сети». Суть исповедуемого Фьориной подхода — предложить другим фирмам широкие возможности практического использования Internet. Так, Swatch — швейцарская фирма по производству наручных часов, с помощью HP добавляет в свои часы функции доступа в Internet. Предполагается, что владельцы таких часов смогут получать последние новости о котировках акций и о погоде, оплачивая подобные услуги по подписке. Swatch будет выплачивать HP процент с продаж, как если бы речь шла о коммунальной услуге, такой как электричество. Подобная модель предложения услуг знакома каждому, кто помнит дни становления компьютерной отрасли и те времена, когда рабочее время на мэйнфреймах распределялось и оплачивалось на почасовой основе.
«Это реванш эпохи разделения машинного времени», — считает Эрл. По иронии судьбы HP, занимающая, согласно исследованиям PC Data, первое место в Соединенных Штатах по объему продаж ПК через розничную сеть, будет популяризировать именно такую модель. Впрочем, ПК не играют сколько-нибудь существенной роли в картине мира электронного бизнеса, складывающейся в HP. Вместо этого, как подчеркнула Фьорина, будущее за Internet-приставками — разного рода специализированными, снабженными функциями доступа в Internet устройствами, начиная от наручных часов и заканчивая сотовыми телефонами. HP ежегодно продает различных устройств, помимо персональных компьютеров (в основном принтеров), на сумму 16 млрд. долл. В апреле HP объявила, что переводит свой связанный с принтерами бизнес на иной уровень; c FedEx, ImageTag, NewspaperDirect, PrintCafe.com, Stamps.com и рядом других фирм были подписаны стратегические соглашения, касающиеся услуг печати электронных документов. Фьорина последовательно идет по пути передачи аппаратного обеспечения HP в обмен на активы быстро растущих Internet-фирм.
Совсем недавно HP предоставила телекоммуникационной компании Qwest Communications оборудование на сумму 500 млн. долл. в обмен на скидки при оплате будущих счетов от Qwest за пользование Internet. Работает ли эта стратегия? По словам Фьорины, она не рассчитывает, что подразделение электронных служб станет рентабельным до следующего года. В то же время эксперты отдают должное корпорации за цельность ее новой стратегии.
Со своей стороны, Compaq до сих пор была менее конкретна в своих планах в отношении электронных служб. Возможно, именно поэтому акции Compaq не особенно изменились в цене с появлением нового президента и генерального директора Майкла Капелласа, в то время как с момента вступления в должность Фьорины акции HP выросли почти вдвое. Капеллас определил стратегию Compaq в отношении Internet как «все к Internet», имея в виду, что он хочет добиться того, чтобы наименование Compaq стояло на всех видах устройств, подключенных к Сети. В ноябре корпорация выпустила iPaq — упрощенный ПК для корпоративного использования.
Compaq поддерживает инфраструктуры Internet-служб целого ряда компаний, в том числе DirecTV и Microsoft, но, по словам представителей Compaq, корпорация еще не сказала последнего слова.
«Это один из самых тщательно охраняемых секретов, — отметил Линн. — Сейчас мы пересматриваем свое представление о том, что необходимо сделать на рынке».
Капеллас надеется расширить так называемые «вертикальные службы» Compaq, которые предназначены для телекоммуникационных, производственных и финансовых отраслей, а также для органов местного управления. Compaq предлагает услуги для всех этих областей, но намечает планы по расширению своих предложений и для других отраслей, в том числе для розничной торговли и смежных направлений. Переход от торговли «коробками» к распространению услуг мало кому удавалось осуществить без потерь. Представители обеих корпораций подтверждают в частных беседах, что запаздывают с выдвижением на рынок электронного бизнеса. Учитывая последние потрясения рынка Internet, фактор времени приобретает критическое значение.
С другой стороны, обеим корпорациям в прошлом уже приходилось пересматривать свою стратегию. Compaq, как о том свидетельствует ее имя, изначально занималась мобильными компьютерами. А Hewlett-Packard, основанная в 1939 году, не особенно интересовалась массовым рынком ПК вплоть до 1995 года.