Впрочем, звучало это не очень убедительно. Спрос на «виртуальных» специалистов был невелик.
При этом компьютерщиков всех направлений, имевших доступ в Internet и соблазненных перспективой стать Web-специалистом, было множество. Предложение в несколько раз превышало спрос.
А еще существовал нормальный снобизм со стороны многих игроков большого компьютерного бизнеса по отношению как к виртуальному рынку, так и к его специалистам. И понятно почему. Стартовая планка для «игроков виртуального рынка» была очень низкой. Специалистом «по Интернету» мог стать почти каждый.
И вот оказалось, что люди, не пренебрегшие незамысловатым советом экспертов, в настоящее время входят в категорию самых высокооплачиваемых и уважаемых специалистов на рынке. Вот что значит — низкая планка на входе.
У Web-профессионалов первой волны появилась возможность получать заказы на разработку Internet-представительства больших и известных компаний. Портфолио со ссылками готовых проектов при качественной работе постоянно пополнялось. Аналитики, прогнозировавшие развитие этого сектора рынка труда, оказались правы. Развитие любого направления предполагает более узкую специализацию. В настоящий момент нетрудно отследить, что около 20% вакансий от общего количества предложений для компьютерных специалистов посвящено Web-специалистам.
В настоящий момент ситуация такова, что специалисты в Internet-проектах имеют самые высокие заработки на компьютерном рынке. Виртуальный сектор стал самым доходным для тех, кто в нем работает. И понятно почему. В Internet потекли деньги. А где деньги — там и зарплаты. И «вдруг« оказалось, что там, где большие зарплаты, начинает чувствоваться чуть ли не кадровый голод. Различные виртуальные проекты чуть ли не соревнуются между собой в прибавках к жалованью, создавая приятное ощущение комфортности наемным специалистам. Cпециалисты, имеющие солидное Internet-портфолио со списком престижных созданных сайтов, имеют постоянный приличный выбор предложений.
Такая ситуация стала реальностью после ощутимых денежных вливаний в ряд известных русскоязычных Internet-проектов. Такие вливания особенно заметны в предложениях работодателей. За одну и ту же работу отечественный работодатель предлагает в полтора-два раза меньшие деньги, чем компания с западными инвестициями. Следует отметить четко прослеживающуюся закономерность. Зарплаты специалистам с приставкой Web более высоки, чем у их коллег из «реального» компьютерного сектора.
Руководители проектов в Internet, кроме того что имеют более широкий выбор, сразу могут рассчитывать как минимум на 1500-3000 долл. в месяц. Менеджер по маркетингу и рекламе в Internet имеет 300-600 долл. в месяц, что примерно долларов на 100-300 больше, чем у менеджеров отделов маркетинга и рекламы в обычных компьютерных компаниях.
Программисты со знанием Web-технологий имеют больше вариантов выбора работы с зарплатой до 1500 долл. Особая ситуация сложилась в отделе дизайна. Web-дизайнеры неуклонно становятся элитой этого сословия. Те верстальщики-дизайнеры, которые год-два назад нашли возможность переквалифицироваться в Web-дизайнеров, сегодня уверенно могут рассчитывать на зарплату как минимум в полтора раза большую, чем у полиграфических дизайнеров.
Это при том, что из их обязанностей исключен целый цикл ответственности и умений — сканирование с высоким качеством, столь важным для полиграфии, запись Postcript-файлов, вывод пленок, решение бесконечного количества сложностей при передаче требующегося цвета от монитора до тиража. Ситуация кажется не очень логичной, и долго она не сохранится. Из нее возможны лишь два пути: либо закономерно вырастут зарплаты полиграфических специалистов, либо, что гораздо вероятнее, существующая пирамида Web-зарплат лопнет.
Можно ли еще успеть?
Если в одном секторе рынка готовы платить больше, чем в другом, то совершенно резонно возникает вопрос: а не перейти ли в этот сектор? Впрочем, мрачные консультанты рекомендуют формулировать иначе: можно ли успеть перейти в виртуальный сектор до того, как он схлопнется?
По оценкам компьютерного кадрового агентства Enter, такая возможность еще существует. Тревожные сигналы о перегретости рынка поступают регулярно, ну и что с того? Речь идет не о странных финансистах, вкладывающих чьи-то огромные средства в убыточные проекты Рунета. В конце концов, виртуальный рынок обязательно обрушится. Но если есть возможность неплохо заработать до его падения — почему бы не попробовать? Режим самозащиты больших инвестиций еще будет работать какое-то время. И по прогнозам, еще можно успеть погреть руки возле перегретого виртуального рынка. В то же время можно получить нормальную стабильную работу, связанную с Internet-технологиями, для тех, кто на «виртуальном» рынке пока еще не работал. Пока «виртуальные» специалисты с опытом гоняются за длинным рублем в перегретых компаниях, можно спокойно занять их освободившиеся места в стабильных фирмах. Перегретые рынки всегда падают, что влечет за собой сокращения рабочих мест. Это банальный закон экономики. А вот стабильные рабочие места в нормальных компаниях сохранятся. И через год, и через два.
В следующей публикации мы попробуем ответить на вопрос: что делать работодателю, от которого уходят или могут уйти специалисты по Web в перегретые проекты? Ваше мнение по этим темам будет крайне интересно узнать. Наш адрес: enter@osp.ru
Это они виноваты
Если банковский рынок труда, «похоронивший» специалистов по банковской автоматизации в августе 1998-го, был перегрет отечественными игроками, то виртуальный рынок труда перегрели иностранные инвестиции. Отсюда напрашивается несложный вывод — российский виртуальный рынок труда упадет одновременно с западным фондовым. Значит, в обвале «наши» будут как бы и не виноваты.
Реальные зарплаты виртуального рынка
Среди всех компьютерных вакансий сейчас около 15-20% вакансий посвящено Web-направлениям. Эти вакансии условно можно подразделить на несколько категорий.
Доля вакансий в общем списке | Зарплата в компаниях | ||
с российским капиталом | с западным капиталом | ||
Менеджеры-руководители Internet-проектов | 22% | 800-1500 долл. | 1500-3000 долл. |
Заместители руководителей проектов, менеджеры по рекламе, PR и маркетингу в Internet | 11% | 200-500 долл. | 500-1000 долл. |
Web-редакторы, специалисты по работе с текстами сервера, специалисты по поиску информации в Internet | 6% | 100-300 долл. | 400-600 долл. |
Web-дизайнеры | 12% | 500-700 долл. | 800-1500 долл. |
Web-мастера | 31% | 500-800 долл. | 1000-1500 долл. |
Web-программисты | 18% | 200-600 долл. | 800-1200 долл. |
Источник: компьютерное кадровое агентство Enter, 2000 год |