Системы унифицированной обработки сообщений обретают плоть

Наша задача, в числе прочих, — добиваться, чтобы слово ?работа? ассоциировалось со словом ?активность?, а не со словом ?место?.
Джо Стэплс, вице-президент компании AVT

Идее унифицированной обработки сообщений (Unified Messaging — UM), предполагающей объединение функций доставки голосовых сообщений, факсов и электронной почты в централизованном почтовом ящике, уже довольно немало лет. Однако теперь по мере расширения круга мобильных пользователей и увеличения спроса на услуги доступа крупные предприятия начинают уделять этой технологии все больше практического внимания.

Быстрое распространение беспроводных и иных современных технологий передачи сообщений ведет к интенсивному совершенствованию технологий Unified Messaging. Традиционные производители средств унифицированной обработки сообщений, специализирующиеся на компонентах внутрикорпоративной инфраструктуры, сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны компаний, выпускающих соответствующие продукты на базе Internet и предлагающих целый спектр услуг, начиная с бесплатной передачи голосовой почты и факсов и заканчивая службами оповещения о поступлении сообщений и отслеживания звонков по Internet. Подобные услуги именуются более общим термином — унифицированные коммуникации (Unified Communications — UC).

«Мне кажется, в ближайшие месяцы станет очевидным, что рынок перемещается в Internet, — говорит Эрик Арнум, редактор интерактивного бюллетеня Messaging Online. — Internet станет ступицей колеса, а все эти устройства доступа — его спицами. В бизнесе систем унифицированной обработки сообщений происходит постепенный переход от ориентации на оборудование к оказанию комплекса услуг, причем от крайне дорогого оборудования к практически бесплатным службам».

Одновременно развивается и сама технология унифицированной обработки сообщений, шаг за шагом решая свои проблемы; одна из них — необходимость второго адреса электронной почты или номера телефона, которые отличались бы от тех, что уже используются в организации.

В июне компания Mediagate представила свое решение унифицированной обработки сообщений iPost, реализующее технологию, «благодаря которой поставщик сетевых услуг предоставляет возможность своим абонентам пользоваться собственным адресом электронной почты, — объясняет президент Mediagate Фарук Хусейн. — Большинство пользователей манипулируют своими сообщениями централизованным образом, и если вы стремитесь максимально расширить ассортимент предоставляемых услуг и добиться оптимальной гибкости, то нужно дать пользователю возможность сохранить за собой учетную запись электронной почты и управлять персональными настройками через Web-интерфейс».

Арнум также отмечает наблюдаемые в потребительской части рынка достижения в передаче «мультимедийных сообщений» (например, анимированные электронные открытки и сообщения электронной почты, включающие материалы в формате HTML, видео и музыкальные клипы); он видит в них предвестие того, чего можно ожидать и на корпоративном рынке.

Неудивительно, что многие крупные производители, предлагающие решения в области унифицированной обработки сообщений, не согласны с мнением, что провайдерские решения грозят захватить рынок корпоративных продуктов. Джо Стэплс, вице-президент компании AVT по корпоративному маркетингу, считает, что движение в направлении инфраструктуры унифицированной обработки сообщений является благом для производителей соответствующих аппаратных средств, поскольку позволяет им осуществить интеграцию своих систем с другими бизнес-ресурсами. Технология, по его мнению, перерастает рамки простых услуг типа передачи сообщений с промежуточным хранением и принимает вид более интерактивных служб, таких как управление «живыми» соединениями или отправка исходящих сообщений из унифицированного почтового ящика.

«Наша задача, в числе прочих, — добиваться, чтобы слово ?работа? ассоциировалось со словом ?активность?, а не со словом ?место?, — добавляет Стэплс. — Меня не устраивает, что мощные коммуникационные средства доступны мне только тогда, когда я сижу перед 19-дюймовым монитором за своим рабочим столом. Я хочу иметь все эти возможности, пользуясь двусторонним пейджером, WAP-телефоном или персональным цифровым помощником с беспроводным интерфейсом».

Повышенный интерес к технологиям унифицированной обработки сообщений обусловлен перспективой бурного роста рынка беспроводной связи, а также совершенствованием продуктов унифицированной обработки сообщений и поддержкой лидеров программной отрасли, таких как компании Lotus Development и Microsoft. Большинство крупнейших производителей, в том числе Lucent Technologies и Cisco Systems (последняя недавно объявила о своей пятиэтапной стратегии развития средств унифицированных коммуникаций и представила технологию uOne на базе IP-сетей), ставят беспроводной доступ первым в списке своих задач в сфере унифицированной обработки сообщений; дальше идут средства контроля присутствия, также известные как службы find me/follow me.

Cisco обещает включить в свои IP-системы передачи сообщений и поддержки связи службы доступа к информационному наполнению и его доставки; в результате, по словам Билла Вулфа, генерального менеджера отделения ПО унифицированной связи компании Cisco Systems, провайдеры смогут предложить своим клиентам такие услуги, как установка интеллектуальных агентов и автоматизированное распознавание речи.