…Даже если это российский e-business
Анатолий Шкред призывает запретить рейтинговую систему Rambler — не со зла, а большей объективности ради |
Конференции «про Internet», устраиваемые Центром информационных технологий, помимо прочего интересны тем, что по их тематике можно с неплохой, наверное, точностью судить о том, что именно в настоящее время в этой области действительно актуально для заказчиков (мнения последних сотрудники ЦИТ могут с легкостью выяснять, общаясь со слушателями проводимых курсов).
Первые подобные мероприятия (в июне 1998 года, июне и декабре 1999-го) были посвящены Internet-маркетингу. Гуру по части оного посвящали «офлайновую» публику в таинства «кликов», баннеров, CTR и других популярных в Сети трехбуквенных слов. Однако в соответствии с тенденциями рынка лексикон выступающих стал дрейфовать в направлении знакомых слушателям терминов. И на декабрьском «Internet-маркетинге» в заголовках многих докладов замелькали слова «бизнес», «коммерция» и «магазин». Так что проведение соответствующей конференции стало лишь вопросом времени.
Поскольку предпринимателям стали рассказывать не про таинственный Internet, а про то, в чем они и так не новички, прозвучавшие советы (например — от Михаила Ханова из «Русских фондов»), как-то: не медлить с выходом на рынок (если есть с чем), тщательно разрабатывать бизнес-план, тщательно подбирать кадры, беречь свою интеллектуальную собственность как зеницу ока и обеспечить прозрачность своих финансовых потоков (такая потребность может появиться у искателей сторонних инвестиций) не были для большинства слушателей откровением. Ибо подходят в равной степени для любой экономики, и не только виртуальной. С другой стороны, услышав знакомые, по обычной жизни, слова и осознав, что судьба Internet-проекта находится в их руках (а не в руках сумрачных программистов и вдохновенных дизайнеров), кандидаты в Internet-бизнесмены наверняка почувствуют веру в успех своего небезнадежного дела.
Другим может придать уверенности многочисленность (относительная) Internet-инкубаторов, готовых позаботиться о новых талантах (на конференции их представляли NetBridge и A.Partners, вскоре на путь пестования подрастающего поколения e-бизнесменов вступила и Rambler Group). Немедленных золотых гор своим подопечным в инкубаторах не обещают, да и отбор туда, судя по приведенной статистике A.Partners — из 100 человек в среднем до испытательного срока доходит лишь один — весьма суровый.
Впрочем, утверждать, что времена раздачи больших денег уже прошли (вариант — еще не наступили), становится все более модно. Как и вообще высказывать скептицизм (вполне обоснованный — не менее чем восторги предшествовавшего периода).
Есть среди критиков и свои лидеры.
Анатолий Шкред, председатель совета директоров eHouse, вообще заявил, что время бизнеса в Рунете пока не пришло (хотя, конечно, отметил, что есть-таки работающие модели бизнеса — иначе зачем был бы eHouse?). Особого внимания удостоились Rambler Group (которую Шкред и вовсе призвал было запретить) и рейтинг Internet-магазинов в исполнении рейтингового агентства «Эксперт РА».
Rambler досталось, во-первых, за то, что одноименный каталог «рейтингует» сайты «постранично», не давая общей картины посещаемости ресурсов. Во-вторых, за то, что инвесторы старейшего каталога и поисковой машины суть «спекулянты», пользы Рунету не приносящие.
Представитель Rambler немедленно, благо была его очередь выступать, заверил, что замечания будут учтены, а «Русские фонды» вкладываются не только в Internet, но и в совсем иные области — например генетику.
Претензии к рейтингованию совсем просты, не согласиться с ними сложно. Если считать, что главное в торговой точке — оборот, то имевшая место в первом экспертовском рейтинге победа довольно юного магазина Colibri.ru над маститыми конкурентами, опережавшего счастливчика по оборотам на порядок — странна. Если же важнее мнения экспертов — то нормальна. Оборот же стоит выяснять из независимых источников, например (в случае книжной торговли) опрашивая крупнейших издателей на предмет того, какому электронному магазину сколько источников знаний и на какую сумму они продали. Можно добавить, что и работу платежных систем и систем доставки при магазинах (если верить владельцам оных, то у конкурентов это слабейшее место) также вполне возможно проверить в деле, а не только экспертными оценками.
Второе рейтингование радикально сменило если не методы, то форму представления результатов, и теперь «Колибри» не опережает самые «оборотистые» магазины, а скромно стоит в ряду равных среди самых первых. Надо сказать, что незыблемость позиций лидеров при радикальных сменах критериев их отбора — родовая черта наших ИТ-рейтингов. Так что между «старой» и «новой» экономикой, похоже, немало общего...
Но дело критиков — критиковать, а дело «рейтингистов» — невзирая ни на что рейтинговать. Ибо «попутно», как сказано на сайте РА, «создается основа для центра компетенции по проблемам Интернет-коммерции и консультаций, как по бизнесу, так и по специфическим вопросам Интернет-коммерции».
Со многими выступлениями, повествующими о самой сущности коммерции в Сети, равно как и описывающими конкретные проекты, можно ознакомиться на www.binternet.ru. Дополнительно стоит отметить пропаганду Internet-коммерции со стороны AMT Group, которая сама занимается продажами компьютерного и телекоммуникационного оборудования, созданием сетей, информационных систем и т. п. — с давних времен известно, что на «золотых лихорадках» лучше всего зарабатывают те, кто продает старателям лотки и спецодежду.