Мнеджеры Fujitsu Siemens делятся своими взглядами на организацию партнерского бизнеса
Корпоративная стратегия Fujitsu Siemens ?Ответственность за страну? основана на том, что местные представительства вендора всегда лучше ориентируются в проблемах своего региона. Александр Казин, региональный менеджер компании по России Fujitsu Siemens Computers |
В предыдущих выпусках серии «Партнерство» (cм. Computerworld Россия, 2000, №15, 18, 23, 26) наши читатели имели возможность узнать мнения российских партнеров зарубежных вендоров и отечественных производителей по вопросам организации партнерского бизнеса. Сегодняшние собеседники ответственного редактора журнала «Открытые системы» Дмитрия Волкова — Александр Казин, региональный менеджер компании по России Fujitsu Siemens Computers, и Владимир Колин, менеджер по маркетингу. Ответы представителей молодой команды интересны еще и потому, что эта компания позже других вышла на отечественный рынок, правда, опираясь на опыт Siemens Nixdorf.
Fujitsu Siemens Computers активно начала работать в России относительно недавно, однако уже добилась определенных результатов. Как при штате в десять человек вам удается вести бизнес в таком большом регионе?
Действительно, определенные успехи у нас имеются: открыт сайт, вполне обнадеживают финансовые итоги года. А людей в самом деле не хватает. Но мы расширяем штат, и сейчас у нас уже работает 12 человек. С другой стороны, мы активно привлекаем партнеров. Вообще говоря, сегодня единственный для западной компании способ ведения бизнеса в России — ориентация на партнеров.
Какова степень самостоятельности московского отделения в принятии решений по стратегии и тактике развития бизнеса?
В нашей стране, с ее многочисленными особенностями, стратегию бизнеса нужно строить особым образом — часто вопреки корпоративной политике, принятой вендором в других регионах. Решения, не совсем отвечающие принципам ведения бизнеса, принятым в штаб-квартире, мы принимали еще в период работы в составе Siemens Nixdorf. У корпорации, например, имелось соглашение о международном сотрудничестве с таким крупным партнером, как Computer2000, причем договор исключал возможность взаимодействия с компанией CHS. Несмотря на это, мы твердо придерживались своей точки зрения и настаивали на продолжении работы с CHS на отечественном рынке.
Идея, на основе которой следует строить будущий бизнес, должна быть оригинальной, в ней не должно быть места застывшим канонам. Сильная идея всегда рискованна — всегда присутствует вероятность как успеха, так и неудачи. Сегодня, после выделения Fujitsu Siemens Computers в самостоятельную компанию, у нас поменялась бизнес-модель, которую теперь можно назвать «Ответственность за страну». Смысл в том, что пока на вверенном нам рынке корпорация не несет убытков, мы вправе сами определять локальную политику бизнеса. Безусловно, имеются какие-то рекомендации, но они не носят для нас обязательно-запретительного характера.
Такая ситуация была не всегда — Siemens Computer Systems придерживалась более централизованной модели, предполагающей строгое руководство регионами из штаб-квартиры. А сегодня мы имеем больше самостоятельности в соответствии с новой позицией центра, которую можно выразить следующим образом: «Вот вам относительно невысокие цены, вы знаете свой регион лучше — действуйте, как считаете нужным: формируйте цены своим партнерам, вырабатывайте стратегию работы на местном рынке, управляйте». Положительным следствием этого является оперативность в принятии решений — нет задержки во времени (беда местных отделений любой западной компании), расходуемого на согласования с центром по тем или иным вопросам. Ведь не секрет, что российское отделение зарубежной компании не всегда находится во главе приоритетного списка запросов, обслуживаемых менеджерами штаб-квартир зарубежных вендоров.
Пока на вверенном нам рынке корпорация не несет убытков, мы вправе строить партнерский бизнес так, как считаем нужным. Владимир Колин, менеджер по маркетингу Fujitsu Siemens Computers |
Роль штаб-квартиры сегодня сводится к консалтингу — мы получаем рекомендации, цель которых сэкономить наше время. Например, нам полезны советы по кредитной политике. Мы можем следовать присланному из центра прайс-листу, но можем составить и свой. То же относится и к партнерской политике. Однако такая ситуация не имеет ничего общего с наплевательским отношением к работе российских представительств, как это бывает в некоторых зарубежных компаниях. Сегодня стратегия «Ответственность за страну» — это общая бизнес-модель Fujitsu Siemens Computers для всех стран и регионов; все отделения находятся в одинаковом положении.
Естественно, ежемесячно мы представляем отчет, а со стороны штаб-квартиры осуществляется финансовый контроль. Недавно мы сдали отчет за первый год, и он оказался намного более удачным, нежели в нашу бытность в составе Siemens Nixdorf. Похоже, что принятая на вооружение бизнес-модель работает и жизнь без кредитов «Гермеса» возможна. (Речь идет о связанных немецких кредитах, шедших, в частности, на финансирование ИТ-проектов с использованием продукции Siemens. — Прим. ред.) Но свобода дорогого стоит — возрастает нагрузка на персонал представительства. Если раньше кто-то в штаб-квартире выполнял за тебя бумажную работу, то теперь надо многое делать самим, используя, правда, готовые методики.
Как выглядит сегодня схема организации партнерского бизнеса Fujitsu Siemens в России? В чем особенность партнерской стратегии, что унаследовано от Siemens, что появилось нового?
Российское отделение Fujitsu Siemens Computers — полностью независимая компания, а Siemens — это один из наших партнеров. Например, идеологически мы перешли на непрямую модель ведения бизнеса, чего нельзя сказать о Siemens, которая традиционно имеет в Европе большую долю прямого сбыта. В состав Siemens входят подразделения типа Siemens Business Services, которые могут непосредственно взаимодействовать с клиентом. И в Европе для Fujitsu Siemens компания SBS — бизнес-партнер.
Если говорить о России, то здесь у нас классическая двухуровневая схема продаж только через дистрибьюторов и их дилеров. Единственное изменение, которое мы сейчас вводим и которое пока не типично для России — по разным продуктовым линейкам авторизуем разных дистрибьюторов. Так совершенно новая партнерская сеть сегодня строится по портативным компьютерам — это другой рынок, который требует других методов работы. Сегодня у нас имеется отдельная группа партнеров по серверам, однако у Fujitsu Siemens нет в России дистрибьюторов по RISC-серверам — здесь достаточно VAR-партнеров. Если говорить о ценообразовании, то самые привлекательные цены обычно у дистрибьюторов, однако, если речь идет об интегральном проекте, который ведет VAR, то мы можем назначить специальную проектную цену, которая в ряде случаев будет лучше дистрибьюторской.
На сегодняшний день партнерская сеть состоит из четырех дистрибьюторов по ноутбукам: «Велес-Дата», DVM Group, MICS Distribution Company, «ЭЛКО-Москва»; четырех по ПК и серверам: «Велес-Дата», Landata, «Классика» и «Экспресс Дистрибуция». Имеется еще 10 прямых партнеров и 25 авторизованных дилеров, взаимодействующих с дистрибьюторами. Мы с ними непосредственно работаем, помогаем при обслуживании клиентов, но их заказы и логистика идет через дистрибьюторов.
Пока основа нашего бизнеса — ПК (50%), из которых серверы на платформе Intel составляют 25%. Планируем увеличить долю Unix-машин — но основной сдерживающий фактор на пути реализации этих планов — недостаток квалифицированных партнеров. От Siemens Nixdorf мы получили каналы сбыта по ПК, Intel-серверам и Unix-серверам серии RM, ноутбуки пришли от Fujitsu.
Как регулируется конкуренция между партнерами?
У нас нет откровенных любимчиков, а есть правило: партнер, который первым заявил об участии в проекте, получает от нас поддержку, в том числе и в области ценообразования. Тут возможны накладки, но в противном случае трудно определить, кто сделал больше — партнеры сами должны договариваться между собой.
Насколько типична принятая Fujitsu Siemens схема партнерского бизнеса?
Возможно, мы выглядим несколько старомодно — в мире давно наметился крен в сторону электронного бизнеса с тенденцией на уменьшение роли дилеров, однако для России это пока не характерно. Пока не налажена эффективная система платежей и не будет приемлемых скоростных каналов связи, реальная электронная коммерция будет находиться в зачаточном состоянии. Дистрибьюторы были и останутся. Однако в Fujitsu Siemens Computers планы по внедрению электронной коммерции стоят на первом месте. Но это совсем не означает, что мы обязаны все бросить и начать по приказу из штаб-квартиры заниматься е-технологиями, строить на них весь свой бизнес — локальному офису виднее, что в данный момент нужно местному рынку.
Какова доля продукции Fujitsu Siemens в общем бизнесе партнеров?
Картина очень пестрая. Надо смотреть конкретно, например, если «Теле-Сервис» использует в своих решениях компьютеры, то это будут системы от Fujitsu Siemens Computers. Для «Велес-Дата» наши компьютеры составляют основную часть, а у Landata и компании «Классика» — пока нет, CHS — мультивендорный партнер.
Как должен выглядеть идеальный, с точки зрения партнера, вендор?
Сегодня в России наблюдается рост компьютерного рынка, которому требуются новые вендоры, однако их не так уж и много (а еще меньше планируют серьезно здесь работать), да и у каждого своя специализация, поэтому партнер для выполнения определенных проектов, действительно оказывается перед проблемой выбора.
В России вендоры с мировым именем чувствуют себя подобно человеку, сидящему на сахарном троне под проливным дождем. У нас нет ничего устойчивого, именно поэтому партнеры больше всего ценят стабильность вендора, его самостоятельность при работе на местном рынке и внимательное отношение к партнерам. Кроме этого, большое значение имеет сервис, который способен обеспечить производитель. Сегодня сервисную поддержку мы оказываем, опираясь на инфраструктуру Siemens, а завтра планируем развернуть еще и сеть дистрибьюторов по сервису, способных обеспечить строгие гарантии за конкретные сроки.
В чем выгода и удобство работы партнеров с Fujitsu Siemens?
Появление в России солидных вендоров открыло отечественному потребителю преимущество качественной продукции. Основная выгода для партнеров от работы с Fujitsu Siemens Computers — это возможность предлагать своим клиентам широкую продуктовую линейку качественных продуктов. Кроме собственного спектра систем, в котором есть все, за исключением, может быть, карманных компьютеров, сюда входят еще и решения от Siemens. Кроме этого, модель «Ответственность за страну» дает нам возможность говорить с партнерами о гибких финансовых схемах, в основе которых не только привлекательные цены, но и планирование долговременных взаимовыгодных отношений.