Оценить компьютерный рынок — задача не из простых. Ведь на рынке украинских ПК только 70% продукции контролируется компаниями-сборщиками и поддается оценке, тогда как остальные 30% приходятся на «самосборные» компьютеры. Отличительными же чертами года стали выборы президента Украины и «Ошибка 2000».
Оценить компьютерный рынок — задача не из простых. Ведь, скажем, на рынке отечественных ПК только 70% продукции контролируется компаниями-сборщиками и поддается оценке (да и те счесть сложно: сборщики на контакт идут с неохотой), тогда как остальные 30% приходятся на «самосборные» компьютеры.
Наша прошлогодняя попытка оценить (по результатам опроса ряда украинских дистрибьюторов и представительств производителей) размер рынка ПК оказалась достаточно успешной. Поскольку налоговые инспектора как ходили, так и продолжают ходить, а корреляция их визитов с публикацией нашего отчета не выявилась, в этом году наша вторая попытка не вызвала сопротивления, а наоборот, даже была отмечена благожелательностью со стороны тех, кто еще год назад долго думал, прежде чем дать точные результаты продаж.
Как и год назад, Computerworld Киев исследовал рынки принтеров, мониторов и жестких дисков. Кроме этого, решили добавить еще несколько категорий: копировальные аппараты, ПК и ПК-серверы известных иностранных производителей.
Отличительными чертами года стали выборы президента страны и «Ошибка 2000». Выборы подвигли одни официальные структуры на повышение уровня закупок, другие же (их было существенно больше), напротив — заняли выжидательную позицию. Были отложены многие тендеры, ряд из них канули в Лету, другие «воскресли» в этом году. Как всегда перед выборами, повысилась потребность в печатной и копировальной технике. Ну а «ошибка 2000» подстегнула тех корпоративных клиентов, кто хотел сменить программно-аппаратную базу.
В любом случае в прошедшем году рынок компонентов ПК в штучном выражении вырос (наше исследование не включало в себя оценку рынка в ценовом выражении, можем предположить, что он вырос незначительно).
Мониторы
Мониторы мало кто ввозит «по-серому» (доля таких устройств составляет около 10-15%). На модернизацию систем также идет небольшое их число. Так что количество проданных мониторов можно считать нижней границей количества собранных и проданных в стране ПК.
Всего за прошедший год в стране было продано чуть меньше 245 тыс. мониторов. Причем десять ведущих производителей контролируют 93% всего рынка. Как и год назад, абсолютным лидером стала компания Samsung (50,5%), и лидерство это было очевидным. Компания LG сохранила за собой второе место, потеряв, однако, почти 4% — ее доля упала с 14,3% до 10,6%.
Упали доли рынка и ряда других производителей, а некоторые даже пропали из рейтинга. Так, два года назад у нас в стране был продан 4301 монитор под маркой Daewoo (В настоящее время Daewoo не занимается мониторами. — Прим. Computerworld Россия.), а в прошедшем году их не было вообще. Зато удачно дебютировала Philips с 5,5% рынка.
Отмеченный еще два года назад сдвиг интереса в сторону 15-дюймовых мониторов за прошлый год оформился окончательно: доля моделей с диагональю 15 дюймов составила 62%, в то время как 14-дюймовые «взяли» лишь 25% рынка. Кризис, который все ожидали, не разразился, и рядовые покупатели компьютеров сочли необходимым выбрать все-таки более высокое разрешение, а не низкую цену. Отток произошел не только в сторону 15-дюймовых моделей, но и в сторону более дорогих 17- и 19-дюймовых. Здесь годовой рост составил 5 и 1% соответственно.
Увеличение доли 17-дюймовых моделей легко объяснимо: разница в цене между хорошей 15-дюймовой моделью и монитором 17 дюймов начального уровня неуклонно сокращается. А престиж и удовольствие, приобретаемые вместе с большим экраном, заставляют забыть об этой разнице вообще.
Жесткие диски
Эта категория оборудования, как и мониторы, не терпит несерьезного к себе отношения. Как правило, винчестерами сейчас занимаются только крупные дистрибьюторы с налаженной дилерской сетью. Цены на винчестеры в течение года постоянно падают (если не учитывать временные флуктуации), а их объем растет.
Количество производителей осталось неизменным, а семерка лидеров производства винчестеров всем известна. В общей сложности они поставили почти 250 тыс. винчестеров. Однако именно в этом сегменте произошли, как говорят англоязычные коллеги, «драматические изменения»: Seagate потеряла не только лидерство, но и 21% рынка, а лидером стала компания Fujitsu, забрав себе 44% (после 21% в 1998 году).
Структура продаж по типам интерфейса была предсказуема: большинство проданных дисков — с интерфейсом IDE или Ultra DMA (96%). Samsung укрепила свое положение, продав за прошлый год в три с половиной раза больше жестких дисков, чем за позапрошлый. Жесткие диски SCSI от компании Western Digital смогли подняться сразу на третью позицию, обогнав Fujitsu и перекрыв в шесть раз поставки Quantum. Позапрошлогодний лидер по части SCSI — корпорация IBM и в прошлом году сохранила свои позиции. Объяснение очень простое: эти диски являются чем-то вроде стандарта при производстве серверов. Некоторые производители ПО для корпоративного сектора с неохотой сертифицируют устройства с дисками от другого производителя. Так что украинские сборщики такого рода техники, естественно, устанавливают в свои системы по возможности именно SCSI-винчестеры IBM.
Принтеры
В этой категории четко прослеживается сегментация. И в каждом сегменте видны свои лидеры и проходят свои баталии.
В сегменте матричных принтеров явный лидер — компания Epson, ее единственный конкурент — компания OKI. Количество и доля проданных матричных принтеров год от года падает, в сегменте же струйных принтеров только за один год рост продаж составил 10 тыс. устройств. За 1999 год ситуация совершенно поменялась, и соперничество Hewlett-Packard и Epson с практически равными долями рынка сменилось доминированием НР. У Epson теперь появилась новая забота: не потерять свои нынешние 14,5%, ведь за один год фирма Canon переместилась с третьего места на вторую позицию, обогнав ее на пусть и незначительные, но все-таки 600 единиц техники.
Копиры
По нашим подсчетам, рынок копиров в прошедшем году составил 19 055 штук, львиную долю из которых занимают персональные устройства (11 824). Естественно, небольшие компании, которых в нашей стране большинство, покупают технику именно такого класса — недорогую и простую в эксплуатации. В этом сегменте лидером с 70% является компания Canon с ее знаменитой серией FC.
Офисные и специальные копировальные аппараты с производительностью 20 и более копий в минуту занимают в денежном отношении довольно большую часть рынка, однако в единицах их доля составляет всего 3%. В этом сегменте определились три лидера — Xerox, Minolta и Mita; в сумме им принадлежит 72,5%.
Мы приводим данные, полученные от производителей — мировых лидеров и дистрибьюторов их продукции. Число поставленных готовых систем необходимо для более точной оценки доли периферии, которая пошла на их оснащение. К слову, большинство «западных» компьютеров продавались с мониторами, что несколько усложняет оценку. Но объем ПК иностранных производителей невелик — по нашим подсчетам, их всего 3,6% общего числа компьютеров, так что это не сильно отражается на наших конечных выводах.
В этой категории можно выделить двух лидеров — компании Hewlett-Packard и Compaq, представляющие свои системы в нашей стране уже длительное время и имеющие здесь развитую сеть дилеров и сервис-центров. В отчет попала также польская компания Optimus — следует отдать должное ее партнерам, которые успешно продвигают технику, с названием которой знаком далеко не каждый наш соотечественник.
Нельзя не заметить также большого числа поставленных на Украину серверов компании Acer. Такая популярность особенно интересна, поскольку представительства компании в стране нет и все эти серверы были поставлены только одним дистрибьютором.
Оценки
Будем считать, что большинство жестких дисков (85-95%) ушло на создание новых ПК, и только малая их часть пошла на модернизацию старых систем. Также примем во внимание «серые» поставки этих компонентов — по оценкам многих экспертов, их доля составляет около 10-15%. Таким образом, можно считать, что с небольшой погрешностью количество жестких дисков, проданных на Украине за 1999 год, соответствует числу собранных систем. Суммируя полученный результат с поставками иностранной техники, мы получим ориентировочное число 250-260 тыс. штук. С нами согласен и вице-президент «Квазар-Микро» Максим Агеев, который еще в начале года обнародовал результаты анализа рынка, проведенного его компанией. Согласуется с этим результатом и количество проданных мониторов.
К сожалению, мы не смогли получить данные о поставках процессоров от компаний Intel и AMD — такие сведения они не предоставляют. А это был бы, пожалуй, самый достоверный показатель числа собранных ПК.
Максим Писаревский — сотрудник еженедельника Computerworld Киев, подготовившего этот обзор состояния украинского компьютерного рынка.
Юрий Погребняк, менеджер по поддержке заказчиков представительства Samsung на Украине
По моим оценкам, рынок мониторов в этом году вырастет по сравнению с прошлым годом на 20% и составит 300 тыс. штук. Список лидеров, по нашим прогнозам, не изменится.
Владимир Шило, маркетинг-менеджер Compaq по Украине, Белоруссии и Молдавии
Составляющими нашего успеха в сегменте серверов мы считаем выверенную ценовую политику, которая полностью координировалась из киевского офиса, оперативную маркетинговую поддержку и эффективность практически заново созданной партнерской сети. Это позволило сократить сроки поставки для наиболее востребованных на рынке моделей Compaq ProLiant. Добрую службу сослужила и беспрецедентная по интенсивности (для зарубежного производителя ПК) реклама нашей продукции в деловой и специализированной прессе.
Перевес ближайшего к нам конкурента по количеству проданных ПК отчасти объясняется тем, что в прошлом году мы (в отличие от него) не предлагали ПК, адаптированные для развивающихся рынков. С выходом Prosignia мы получили преимущество и здесь. Так что сейчас имеем все шансы на существенное улучшение наших позиций на серверном рынке и перехват лидерства в категории настольных систем среди западных производителей.
Производители компьютеров и периферии в сравнении
Принято считать, что компьютерные рынки стран СНГ следуют за российским с отставанием на год-два. Однако расклад сил на рынке Украины порой изрядно отличается от российского — нынешнего ли, прошлого ли. Разнятся не только доли его ведущих игроков, но и их места в иерархии (есть компании и вовсе у нас не известные) и тенденции рынка.
Продажи жестких дисков на Украине в 1999 году, в штуках | ||||
---|---|---|---|---|
Марка | IDE | SCSI | Итог | % |
Fujitsu | 109270 | 926 | 110196 | 44,21% |
Seagate | 46555 | 2630 | 49185 | 19,73% |
Samsung | 29776 | 0 | 29776 | 11,95% |
Quantum | 18565 | 162 | 18727 | 7,51% |
Maxtor | 16000 | 0 | 16000 | 6,42% |
WD | 14690 | 1010 | 15700 | 6,30% |
IBM | 5528 | 4162 | 9690 | 3,89% |
Итог | 240384 | 8890 | 249274 | 100,00% |
Продажи ПК и Pentium-серверов на Украине в 1999 году, в штуках | ||||
---|---|---|---|---|
Фирма | ПК | Серверы | Итог | % |
Acer | 200 | 900 | 1100 | 12% |
Compaq | 445 | 2211 | 2656 | 28% |
Dell | 0 | 316 | 316 | 3% |
Gateway | 92 | 0 | 92 | 1% |
HP | 2650 | 170 | 2820 | 30% |
IBM | 641 | 66 | 707 | 8% |
Optimus | 1000 | 15 | 1015 | 11% |
Siemens | 650 | 50 | 700 | 7% |
Итог | 5678 | 3728 | 9406 | 100% |
Продажи мониторов на Украине в 1999 году, в штуках | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Марка | 14" | 15" | 17" | 19" и более | Итог | % |
Samsung | 40974 | 70315 | 10165 | 1794 | 123248 | 50,5% |
LG | 6200 | 17055 | 2500 | 150 | 25905 | 10,6% |
DTK | 912 | 15926 | 1042 | 24 | 17904 | 7,3% |
Philips | 4350 | 7500 | 1500 | 150 | 13500 | 5,5% |
Viewsonic | 1840 | 9585 | 1622 | 279 | 13326 | 5,5% |
Sony | 0 | 8111 | 2882 | 539 | 11532 | 4,7% |
Nokia | 0 | 3120 | 2184 | 936 | 6240 | 2,6% |
Amaga | 3780 | 1350 | 270 | 0 | 5400 | 2,2% |
Hyundai | 1700 | 2600 | 595 | 105 | 5000 | 2,0% |
Likom | 1700 | 2600 | 595 | 105 | 5000 | 2,0% |
Sampo | 0 | 2984 | 752 | 58 | 3794 | 1,6% |
Proview | 1332 | 2220 | 148 | 0 | 3700 | 1,5% |
Shamrock | 0 | 2214 | 246 | 0 | 2460 | 1,0% |
Acer | 0 | 1824 | 0 | 0 | 1824 | 0,7% |
Scott | 0 | 1635 | 86 | 0 | 1721 | 0,7% |
ADI | 0 | 1250 | 200 | 42 | 1492 | 0,6% |
Panasonic | 0 | 448 | 138 | 5 | 591 | 0,2% |
Compaq | 0 | 310 | 40 | 0 | 350 | 0,1% |
IBM | 0 | 280 | 35 | 0 | 315 | 0,1% |
KM | 0 | 0 | 250 | 0 | 250 | 0,1% |
Gateway | 0 | 165 | 72 | 5 | 242 | 0,1% |
Hitachi | 9 | 65 | 11 | 0 | 85 | 0,0% |
Другие | 9 | 65 | 11 | 0 | 85 | 0,0% |
Итог | 62806 | 151622 | 25344 | 4192 | 243964 | 100,0% |
Продажи принтеров в Украине в 1999 году, в штуках | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Марка | Матри- чные | Струй- ные | Лазер- ные ч/б | Лазер- ные цвет- ные | Итог | % |
HP | 0 | 46802 | 30242 | 36 | 77080 | 53,9% |
Epson | 20000 | 11000 | 500 | 0 | 31500 | 22,0% |
Canon | 0 | 11626 | н/д | н/д | 11626 | 8,1% |
Oki | 4900 | 0 | 5700 | 0 | 10600 | 7,4% |
Lexmark | 0 | 5520 | 843 | 17 | 6380 | 4,5% |
Xerox | 0 | 705 | 3083 | 8 | 3796 | 2,7% |
Minolta | 0 | 0 | 1422 | 103 | 1525 | 1,1% |
Fujitsu | 0 | 0 | 431 | 0 | 431 | 0,3% |
Panasonic | 0 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0,1% |
Итог | 24900 | 75653 | 42321 | 164 | 143038 | 100,0% |