У Port.ru появится свой WAP-портал
Новое стратегическое соглашение подписано между ведущим оператором сотовой связи — компанией «Мобильные ТелеСистемы» и Port.ru.
Соглашение предусматривает создание многофункционального WAP-портала для абонентов компании МТС на базе принадлежащих Port.ru сетевых служб. В частности, планируется разработать WAP-версии популярного бесплатного почтового сервера Mail.ru, персонального электронного органайзера Base.ru, информационных каналов Агентства торговых новостей.
Главным пунктом совместного проекта компаний МТС и Port.ru явится создание WAP-службы электронной торговой системы Torg.ru, которая позиционируется ныне своими владельцами как ведущий Internet-портал, обслуживающий сектор B2C.
Именно благодаря интеграции торговой системы Torg.ru и технологий сотовой связи МТС более 770 тыс. сегодняшних абонентов оператора получат возможность открыть для себя преимущества мобильной коммерции (M-commerce).
Реализация проекта, по мнению некоторых аналитиков, позволит МТС преодолеть допущенное отставание от «Вымпелкома» в части конвергенции услуг сотовой телефонии и Internet.
Обе компании примерно одновременно заявили о запуске в эксплуатацию технологии WAP, однако, воплотив в жизнь ряд успешных проектов (сервер «БиОнЛайн», технологическое участие в построении системы «ЭФиР» и пр.), «Вымпелком» сумел захватить инициативу в продвижении WAP-сервисов. До недавнего времени МТС не делала громких ответных заявлений, хотя ее абоненты уже могли получать на телефоны новостные ленты агентств «Франс Пресс» и Росбизнесконсалтинг, расписания авиарейсов.
Но ни у одной из ведущих сотовых компаний столицы не было полноценного сервиса, обеспечивающего оплату через Internet товаров и услуг с помощью мобильного телефона. Демонстрировавшиеся на «Связь-Экспокомм ?2000» автоматы с банками кока-колы, принимающие оплату с WAP-телефонов, можно не учитывать в силу их малодоступности для основной массы абонентов.
Из слов директора службы новых технологий и услуг компании МТС Шагита Резникова, прозвучавших на пресс-конференции, можно было сделать выводы, что осторожность в развитии WAP-услуг была обусловлена объективными рыночными факторами. Например, все такой же острой остается проблема дефицита на внутреннем рынке WAP-телефонов. К тому же, по его мнению «на сегодняшний день оператор, внедряющий Internet-ориентированные решения, реально опережает своих абонентов». В связи с этим оператору конвергентных услуг в сотовой связи приходится выступать в роли «просветителя» и формировать таким образом спрос на соответствующие услуги.
Однако уже к концу текущего года ситуация должна радикально измениться. К этому времени в МТС должны поступить новые модели SIM-карт для GSM-телефонов, снабженные встроенными WAP-браузерами. Это событие ознаменует конец зависимости российского рынка от зарубежных производителей WAP-терминалов, поставляющих их в ограниченном количестве и по неоправданно высоким ценам. Возможно, руководство МТС примет решение о безвозмездной замене старых SIM-карт абонентов на такие SIM-браузеры. Тогда количество потенциальных абонентов WAP-сервисов в сети МТС вырастет многократно и будет исчисляться сотнями тысяч пользователей.
Механизм совершения платежей через Internet с телефонов МТС предусматривает два варианта действий пользователя. Первый полностью основан на использовании WAP-протокола. При заходе на сайт электронного магазина в меню телефона появятся опции «выбор товара из каталога», «совершение заказа», «переговоры с оператором» и «оплата». Согласно второму варианту абонент МТС получит возможность оплачивать покупки с помощью Web, установив на свой компьютер программу типа «Электронный кошелек». В этом случае WAP использоваться не будет, «Кошелек» может стоять на компьютере любого пользователя.
МТС выступает для магазинов портала Torg.ru как своеобразный банк-гарант, производящий авторизацию владельца лицевого счета и перевод денег с этого счета на счет электронного магазина при заявке на оплату. Ключевым звеном в этой инфраструктуре является лицевой счет абонента «Мобильных ТелеСистем» и договор с абонентом на делегирование оператору соответствующих полномочий, поэтому при теоретической возможности заходить на сайт Torg.ru любых пользователей Internet блага мобильной коммерции будут доступны пока лишь абонентам МТС.
Касаясь планов по развитию проекта с Port.ru, Резников заметил, что «начать следует с малого, например с заказов пиццы по телефону, а затем постепенно подключать более сложные сервисы, такие как покупка билетов, заказ столиков в ресторане». Сложность заказа билетов (по сравнению с пиццей), видимо, заключается в сумме единовременного платежа и гарантии неприкосновенности лицевого счета клиента. До сих пор не совсем ясно, как будет работать система мобильной коммерции в МТС, где действует сугубо авансовая схема оплаты разговоров, и какие дополнительные средства обеспечения безопасности сделок будут применяться.
В том, что такие средства необходимы, сомневаться не приходится. Ведь одно дело, когда абонент оставляет в распоряжении некоего злоумышленника свой телефон, SIM-карту или PIN-код, и счет его в результате пустеет. И другое дело, если абонент становится жертвой мошенничества, в котором косвенно участвует сам оператор, если он переводит деньги с лицевого счета по подложному запросу.