Особенности построения информационной системы на Олимпиаде в Сиднее
Ян Рейнеке: «Поскольку разработчик столь сложного ПО, как информационная система Олимпийских игр, берет на себя немалый риск, мы решили применять только проверенные технологии и свели к минимуму использование ультрасовременных решений» |
Принесут ли начавшиеся в Сиднее Олимпийские игры мировой успех — или сокрушительное фиаско — Яну Рейнеке, директору информационной службы Олимпиады? Последние три года он посвятил выработке информационных стратегий и установлению партнерских связей и все это ради «предоставления атлетам и зрителям оперативных информационных услуг наиболее органичным и продуктивным образом».
К сожалению, четыре года назад Атланта продемонстрировала все что угодно, только не органичность. Заголовки информационных сообщений тогда постоянно напоминали о многократных перебоях в передаче данных и о неустойчивой работе коммуникационных систем. Во многих бедах организаторы Игр упрекали главного поставщика информационных систем Олимпиады — IBM.
Рейнеке и его коллеги при участии специалистов из IBM детально проанализировали три важнейшие системы: официальный Web-сайт Олимпиады; систему обработки результатов Игр, генерирующую данные на основании информации электронных табло, мультимедийных средств и Web-сайта; систему управления организацией Игр, включающую в себя административную систему и специализированные приложения. В беседе с журналистами Рейнеке рассказал о подготовке информационной системы Олимпиады ?2000 и высказал надежду, что работа возглавляемой им группы поможет заслужить традиционный отзыв президента МОК Хуана Антонио Самаранча. Как известно, на закрытии очередных Олимпийских игр Самаранч называет их лучшими в истории, и только Атланта не удостоилась такой чести.
Каким образом вы оказались вовлечены в олимпийское движение?
В 1996 году руководство Нового Южного Уэльса предложило мне провести анализ информационных технологий в рамках подготовки к Олимпийским играм. В то время я возглавлял Университет штата Квинсленд, что предполагало также руководство крупной информационной системой, а также обеспечение многих других мероприятий в масштабе этого учебного заведения. До этого я руководил группой, которая занималась информационным обеспечением правительства Австралийского Союза. По завершении этой работы меня пригласили в Олимпийский координационный комитет. В мои обязанности входил надзор за реализацией информационных систем в госучреждениях и организациях, вовлеченных в проведение Игр.
Каковы были ваши рекомендации?
Анализ показал, что необходимо улучшить координацию между Организационным комитетом по проведению Олимпийских игр в Сиднее и 20 ведомствами штата, которые должны предоставлять разного рода услуги по поддержке олимпийских мероприятий. Были сформированы две специальные группы. Первая — комитет по проведению Игр на высшем уровне, в которую вошли главы Олимпийского комитета, Организационного комитета Олимпиады в Сиднее, полицейского управления, управления премьер-министра и комитета по транспорту. Вторую группу, относящуюся к следующему уровню иерархии, возглавил я. Она была образована директорами информационных служб соответствующих ведомств и Организационного комитета Олимпиады в Сиднее. Задачей это группы стало решение всевозможных координационных вопросов.
Чем проделанное вами отличается от того, чтобы было сделано в Атланте?
Всех очень беспокоит, не повторятся ли ошибки, допущенные в Атланте. Поэтому мы очень много размышляли на эту тему и тщательно прорабатывали именно те моменты, которые дали сбой в прошлый раз. Атланта стала во многих отношениях хорошим уроком для будущих организаторов Игр, и я уверен, что будущие комитеты по организации олимпиад найдут верные решения, чтобы не повторить таких ошибок.
Безусловно, прежде всего стала очевидной важность исчерпывающего сквозного тестирования за максимальный срок до начала Игр. Кроме того, поскольку разработчик столь сложного программного обеспечения, как информационная система Олимпийских игр, берет на себя немалый риск, мы решили применять только проверенные технологии и свели к минимуму использование ультрасовременных решений.
В прошлом году шли разговоры о том, что вы планируете предоставить зрителям возможность пользоваться смарт-картами.
Мы действительно рассматривали такое предложение. Однако отказались от него по нескольким причинам. Прежде всего, технологию многофункциональных карт нельзя считать хорошо отработанной, и мы не вполне уверены в ней. Я бы добавил к этому, что один из основополагающих принципов, одобренных Организационным комитетом Олимпиады в Сиднее, — консерватизм при выборе технологий, дабы во время Игр не использовалось ни одной технологии, не прошедшей всеобъемлющего тестирования к концу 1999 года.
Второй причиной стала невозможность согласовать работу четырех основных транспортных агентств ко времени проведения Олимпиады. Они, разумеется, перейдут на смарт-карты, но не за такой короткий срок. Это произойдет уже после Игр.
Запуск системы был запланирован на 15 сентября, день открытия Игр?
Ни в коем случае. Одной из уникальных особенностей процесса подготовки к Олимпиаде было проведение целого ряда проверочных спортивных мероприятий, которые продолжались в течение 12 месяцев. Мы наметили для себя еще две задачи — полное сквозное тестирование за 100 дней, и более комплексное испытание еще через 50 дней. Таким образом, мы провели практически все мыслимые проверки.
Всю олимпиаду В Сети по адресу www.olympics.com будет доступен официальный сайт Олимпийских игр в Сиднее, разработанный Яном Рейнеке и его коллегами |
Какие услуги предоставляет IBM?
Предоставляемые IBM услуги подразделяются на две категории. Первая — это ПО, связанное с системой обработки результатов, и это, бесспорно, основное программное обеспечение Игр. Оно генерирует результаты соревнований и подготавливает их к выдаче на табло, в Internet, а также предоставляет их телеканалам. Вторая категория услуг касается использования Internet. Всю работу, связанную с Internet, выполнили приглашенные для этого организации, и ведущим поставщиком инфраструктуры и во многих отношениях нашим партнером в работе стала корпорация IBM.
Олимпийский координационный комитет проанализировал процесс управления уже построенной инфраструктурой, которая представляет собой набор линий телекоммуникаций, развернутых вокруг Сиднея. Этот же комитет руководил основными строительными проектами. Я полагаю, все, в том числе и члены комитета, убедились, что с точки зрения инфраструктуры Сидней подготовился значительно лучше других городов, принимавших у себя олимпийцев. Есть два уровня инфраструктуры. Первый — это инфраструктура систем, которая учитывалась еще на этапе строительства. Так например, связь в Sydney Olympic Park обеспечивается полностью через волоконно-оптические линии связи; Олимпийский парк оснащен собственным кабельным телевидением и поддерживает собственный выход в глобальную сеть.
Однако для обеспечения Игр предусмотрен более сложный процесс. Для этого имеется еще один уровень инфраструктуры, который называется уровнем наложения. Он состоит из кабельных систем, необходимых для обеспечения выхода в широковещательные сети и в те зоны, где ведется официальное наблюдение за проведением Игр. Развертывание этой инфраструктуры потребовало предоставления радиосистем. Например, около 9000 радиотелефонов задействовано только для связи с международными комитетами. Кроме того, несколько тысяч радиотелефонов используется в других секторах, например для обеспечения безопасности или для организации работы транспорта. Основу этой инфраструктуры составляют сети, для наложения которых применена исключительно сложная технология. После завершения Игр эта система будет демонтирована.