Новый председатель Internet Architecture Board о стратегических вопросах развития Сети
Джон Кленсин: «Я обеспокоен возможностью превращения Internet в насквозь коммерциализированное средство однонаправленного распространения рекламных сообщений» |
В недавнем прошлом сотрудник Массачусетсского технологического института, Джон Кленсин в конце 60-х принимал участие в создании первых систем передачи файлов и электронной почты.
Беседа со старшим редактором еженедельника Network World Кэролин Даффи Марсан состоялась вскоре после вступления Кленсина в должность председателя совета
Internet Architecture Board (IAB), подразделения Internet Engineering Task Force (IETF), занимающегося стратегическими вопросами развития Сети.
Каковы обязанности председателя IAB?
Internet Engineering Steering Group отвечает за стандарты и организацию ежедневной работы IETF, рабочих групп и т. д. В компетенции IAB — долгосрочные перспективы развития архитектуры, стратегические вопросы. В обязанности председателя совета входит координация работы, подготовка повестки дня, налаживание внешних контактов.
Как вам удается совмещать работу в совете с обязанностями вице-президента по инфраструктуре Internet корпорации AT&T?
В совете я работаю на общественных началах. Руководство AT&T проявило великодушие, предоставив мне время для внеслужебных занятий.
Какие задачи, стоящие сегодня перед IAB, представляются вам наиболее актуальными?
Масштабирование, масштабирование и еще раз масштабирование. Полагаю, аналогичный ответ вы получили бы два или три года назад. Проблема остается как неизбежное следствие роста Internet. Если принять во внимание деятельность IETF, необходимость развития протоколов, увеличение степени загрузки, придется признать, что с масштабированием мы явно не поспеваем.
Возникает целый ряд частных вопросов. Например, как долго продержатся базовые протоколы маршрутизации, если известно, каким уровнем «знаний» они должны обладать? Административные проблемы и ситуацию с ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) в некотором смысле можно считать частным случаем проблемы масштабирования. Готов спорить, что интернационализация — другой ее частный случай. Безусловно, IPv6 — тоже в какой-то степени проблема масштабирования. Совет старается беспристрастно подойти к IPv6 и другим решениям, позволяющим не допустить исчерпания ресурсов.
По мере развития технологий мы будем стремиться обеспечить масштабируемость Сети. Типичный пример — интернационализация. Крайне необходимо, чтобы люди могли общаться в Internet на своих родных языках и пользоваться культурным потенциалом, заложенным в этих языках. В то же время нельзя терять возможности межличностного общения и электронной торговли между странами вследствие проблем с языками и именами.
Какие новые направления в деятельности IETF представляются вам наиболее интересными?
На мой взгляд, очень важна, конечно, работа с мобильными системами. Проблема названий и идентификации объектов в Web, и не только в Web, также весьма существенна, и здесь у нас намечается прогресс. К числу насущных вопросов можно отнести и безопасность системы именования и интернационализацию.
Я лично обеспокоен проблемой срочного обмена сообщениями, не столько протоколами и борьбой AOL против всех, сколько нерациональным использованием технологии, которая может быть чрезвычайно полезной, но может и принести много неприятностей.
Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях между IAB и ICANN?
Иногда мы смотрим на ICANN с ужасом, но в целом понимаем, что из двух зол приходится выбирать меньшее. Мы с радостью отдаем на откуп ICANN большинство вопросов политического характера.
Можно сколько угодно долго размышлять о том, следует ли заводить новые домены верхнего уровня и какие названия они должны получить, однако это останется лишь собственным мнением совета и IETF. Мы будем давать рекомендации ICANN по ряду вопросов, касающихся безопасности работы Internet. В 90% случаев у нас хорошие рабочие отношения, зато на оставшиеся 10% приходятся очень серьезные разногласия. Перефразируя слова одного моего коллеги, можно сказать: «Удивительно, как много политиков, комитетов, собраний и организационных структур требуется для того, чтобы заменить одного очень компетентного и вдумчивого специалиста».
Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед IETF, — переход от IPv4 к IPv6. Что вы думаете о IPv6?
Я считаю, что IPv6 — это прорыв. Мне хватает знаний в области статистики и математического анализа, чтобы разобраться в проблеме исчерпания адресного пространства Internet и сделать собственный прогноз относительно того, как скоро это может произойти. Однако я не смог бы написать протокол, подобный IPv6. Я не принимал серьезного участия в его разработке. И должен вам сказать, что он очень актуален. Другие решения либо уступают ему, либо просто неудачны. Безусловно, я принадлежу к числу сторонников IPv6.
В течение 30 лет вы занимались исследованиями и разработкой протоколов для Internet. Не многие могут этим похвастаться. Каковы, на ваш взгляд, перспективы Internet и как они изменились за три десятилетия?
Существует миф, что 30 лет назад никто не ожидал современных темпов и масштабов роста и распространения Сети. Мы не только ожидали, но и обсуждали этот процесс. Можно сказать, что все идет по плану. И я хочу, чтобы возможности Сети как средства коммуникации только ширились. Развитие электронной коммерции вполне вписывается в этот контекст.
Однако я обеспокоен возможностью превращения Internet в насквозь коммерциализированное средство однонаправленного распространения рекламных сообщений. Очень жаль, если это действительно случится. Было бы здорово, если бы Сеть расширялась, появлялось все больше ресурсов в открытом доступе. Как повернется дело, предсказать трудно.
Как может измениться IAB под вашим руководством?
Сложно сказать. Я первый председатель совета, в профессиональные интересы которого входят скорее приложения, чем средства передачи данных нижних уровней. В силу моего предыдущего опыта некоторые актуальные проблемы, например телефония, защита информации, политики управления, — мне несколько ближе.
Есть проблемы, возникающие на фундаментальном технологическом уровне. Будучи человеком образованным, я могу участвовать в их решении. Однако ни у кого не должно сложиться впечатления, будто я — главный эксперт. В этом смысле работа совета станет более коллегиальной, поскольку для нас очевидно, что ни один человек на свете не обладает всеми необходимыми знаниями.