Проблемы Internet-экономики глазами российских законодателей
Илья Митричев, Сергей Глазьев и Денис Лазарев («Гарант-Парк») представляют свой проект закона о суде в Internet |
В начале 1998 года, когда российская Сеть впервые попала в поле зрения отечественных законодателей (см. Computerworld Россия, рубрика «Подробности» в № 8 и 11), было высказано предположение, что сейчас самое время задуматься над адаптацией законодательства к существованию Internet. Поскольку, когда Рунетом заинтересуются сильные мира сего, введение его в правовое поле окажется крайне затруднено по тем же причинам, по каким практически невозможно принять стопроцентно юридически корректный документ «про нефть» или «про газ».
Около месяца назад, 22 сентября, рабочая группа по электронной коммерции экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной думы представила свои разработки, направленные на создание открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции». Этот документ, как отметил глава комитета Сергей Глазьев, является «ненормативным», поскольку представляет собой лишь набор рекомендаций, которым могут следовать желающие хоть как-то узаконить свое Internet-предпринимательство и отношения с контрагентами. Именно так, судя по всему, следует понимать слово «открытая» в названии программы — ее положения являются действенными только для тех компаний или лиц, которые добровольно отдадутся под ее юрисдикцию и признают правомочность решений третейского суда. Как заверил член комитета Илья Митричев, в дальнейшем несомненно появятся и более строгие документы, однако это дело неблизкого будущего. «Программу» же ее творцы (рабочая группа комитета и юристы «Гарант-Парка», принимавшие участие в работе «на общественных началах») планируют провести через Думу уже в этом году. После появления «настоящих» законов, полагает Митричев, третейские суды будут использоваться для разрешения вопросов, недостойных полноценного судебного разбирательства.
В программу входят следующие документы: «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции», «Типовой контракт» (на деятельность в сфере), «Типовое соглашение об использовании ЭЦП», «Регламент Третейского суда», «Типовая третейская оговорка» и «Регламент внесения изменений в документы программы».
Некоторое недоумение вызвал ответ на вопрос: «С кем из субъектов Internet-экономики вы консультировались при создании программы?» Митричев назвал «разработчиков платежных систем и средств защиты информации» и почему-то Ассоциацию операторов сетей GSM, но не упомянул ни провайдеров, ни Internet-продавцов. Дальнейшие события это удивление рассеяли.
Завершая представление программы, Митричев призвал всех к ее «конструктивной критике», которая началась в кулуарах немедленно, хотя и трудно сказать, насколько была конструктивна. Александр Глушенков, глава «Адвокатского бюро Александра Глушенкова», заявил, что в Думе уже разрабатываются два-три варианта закона о третейском суде, и непонятно, зачем было представлять проект еще одного. В тот же день Бюро разослало весьма критические комментарии к наработкам думцев и юристов «Гарант-Парка», в коих было отмечено, что предложения рабочей группы «не учитывают реалий российского гражданского законодательства и в тексте Рекомендаций часто противоречат друг другу. Кроме того, при разработке этих Рекомендаций совершенно не учитывались положения Гражданского кодекса, Законодательства о защите прав потребителей». Естественно, специалисты Бюро посоветовали не выносить на «суд общественности» столь незрелые документы.
Причина неучастия провайдеров в «глазьевском» проекте несколько прояснилась через четыре дня: 26 сентября общее собрание разработчиков проекта Третейского суда по информационным спорам при «Союзе операторов Интернет» утвердило состав третейских судей. Этот суд, несмотря на слово «информационный» в названии, призван осуществлять «обеспечение справедливого, скорого и эффективного правосудия в разрешении спорных правовых вопросов в сфере информационной, научно-технической и экономической деятельности в национальных и международных отношениях». Один из членов суда — Александр Глушенков.