Цифровое видео шаг за шагом

Нет смысла платить голливудские гонорары за изготовление учебных роликов или информационных программ, предназначенных для внутреннего потребления.

Думаю, любой согласится с тем, что потоковое видео — идеальная среда для организации обучения на базе технологий Web для построения систем интерактивных продаж, проведения маркетинговых мероприятий и выполнения других программ, требующих привлечения внимания пользователя более чем на несколько секунд. А вот на вопрос, каким образом лучше создавать потоковое видео, вряд ли можно дать однозначный ответ. Профессиональные производители видеопродукции запрашивают за минуту ролика (время воспроизведения готового видеоматериала) тысячу долларов и даже больше, причем они действительно получают такие деньги. Конечно, в данном случае речь идет о профессионалах, обладающих богатым опытом, мощным оборудованием и другими средствами, необходимыми для подготовки материалов, которые будут транслироваться по сети магистрального или кабельного телевидения.

Профессиональная продукция — это идеал, но даже у нее имеются свои недостатки. Если реализовывать несколько проектов в год, цены оказываются приемлемыми, однако необходимость частых обновлений (требуемых, например, для изготовления интерактивных каталогов или выпусков новостей) приводит к тому, что стоимость работ оказывается слишком высокой.

Кроме того, у производителей есть другие клиенты, а также собственные проекты, что затрудняет оперативное выполнение всех заданий. Высочайшее качество, гарантируемое профессиональными студиями, большинству заказчиков не нужно. Нет смысла платить голливудские гонорары за изготовление учебных роликов или информационных программ, предназначенных для внутреннего потребления — для демонстрации сотрудникам или деловым партнерам, особенно если распространение информации осуществляется через Internet или на съемных дисках. Денег, которые придется заплатить за один-два подобных заказа, вполне хватит для покупки оборудования, с помощью которого можно снимать, редактировать и кодировать цифровое видео своими силами. Причем большинство людей не почувствуют никакой разницы. А если вдруг потребуется срочно внести какие-то изменения в видеопрограмму, смонтировать выпуск новостей, исключив утечку информации до его показа, или продемонстрировать клиентам ролик, рассказывающий о возможностях нового беспроводного телефона, все это можно будет выполнить самостоятельно и в удобное для себя время.

Надеемся, наши советы помогут вам организовать выпуск собственной видеопродукции. Мы опишем все основные этапы данного процесса и постараемся оптимизировать его по критерию качество/производительность. Терминология в области видеопроизводства практически не пересекается с компьютерным лексиконом, поэтому для начала рекомендуем ознакомиться с глоссарием по данной тематике.

Продукты выбирались исходя из нашей собственной оценки нынешнего состояния рынка оборудования. Полагаем, что на начальном этапе такой вариант является вполне приемлемым, впоследствии же вам придется анализировать ситуацию с учетом накопленного опыта. Мы остановились на платформе Windows, но это вовсе не значит, что выбор ограничивается лишь этой ОС. Системы, построенные на базе Macintosh и Linux, также обладают развитыми функциональными возможностями. Поэтому принятие окончательного решения остается за вами.

Том Ягер — технический директор Центра тестирования InfoWorld. Электронную почту ему можно направлять по адресу tom_yager@infoworld.com


Глоссарий

Артефакты (artefacts): Искажение изображения, обусловленное потерями качества при сжатии видеоинформации (слово «потери» употребляется здесь потому, что часть данных отбрасывается для уменьшения объема информационного потока). Чем сильнее степень сжатия, тем заметнее артефакты.

Баланс белого (White balance). Видеокамеры не обладают способностью глаза приспосабливаться к изменениям окружающей цветовой гаммы. Для точного воспроизведения цветовых оттенков необходимо положить перед камерой белый лист и нажать кнопку, регулирующую баланс белого.

Временной код (Timecode). Каждый кадр DV, Digital8, Betacam SP или какого-то иного видеоформата включает в себя точную и уникальную информацию о цифровом временном коде. При последовательном и плавном воспроизведении временной код представляется в виде постоянного, непрерывного потока (смежный временной код). Разрывы между отдельными кадрами и нарушения последовательности временного кода усложняют процесс съемки.

Дисковые массивы (redundant array of inexpensive disks, RAID). Дисковые массивы часто применяются в серверах для обеспечения дополнительной защиты данных. В цифровом видео массивы RAID используются для повышения производительности и для более эффективного использования емкости нескольких жестких дисков.

Кодек (кодер-декодер). Программные или аппаратные средства, преобразующие видеоинформацию в поток уплотненных данных и наоборот. Для воспроизведения цифрового видео система должна иметь тот же самый тип кодека, который используется для кодирования видео.

Betacam SP. Старый и заслуженный формат представления видеоинформации, позволяющий добиться чистоты аналогового изображения, записанного на ленте шириной 1/2 дюйма. Широкое распространение Betacam SP даже после появления более совершенных цифровых форматов объясняется его высоким качеством и доступностью. В техническом плане Betacam SP превосходит DV, но лишь немногие способны четко описать функциональные отличия.

Композиция (Compositing). Наложение видеоинформации и/или графических изображений. Использование масок и настройки по ключу для отображения нижних слоев. Настройка по ключу позволяет создавать прозрачные области с различным диапазоном цветов (ключ цветовой насыщенности) или уровней яркости (ключ освещенности). При технологии маскирования отдельные изображения (маски) служат для определения прозрачных областей. Композиция применяется при наложении титров, для вставки в отснятые кадры анимации и для замены синего или зеленого фона, расположенного за диктором, на компьютерную графику или видео.

Панорамирование (Pan). Горизонтальное перемещение камеры во время съемки для слежения за движущимся объектом или для включения в кадр более масштабной сцены. Панорамирование и масштабирование могут привести к дрожанию камеры, поэтому пользоваться этими приемами следует аккуратно.

Преобразователь развертки (Scan converter). Устройство, которое осуществляет преобразование сигнала, поступающего на дисплей компьютера (например, PC VGA или Macintosh), в видеосигнал, записываемый на ленту.

Устройство с зарядовой связью (charge coupled device, CCD). Микросхема, преобразующая во время съемки световые импульсы в электрические. Бытовые видеокамеры имеют только одно такое устройство с красным, зеленым и синим светофильтрами, позволяющее захватывать цветные изображения. Видеокамеры с тремя устройствами CCD оборудованы отдельными микросхемами для красного, зеленого и синего цветов. Они стоят дороже, но позволяют получить изображение более высокого качества.

Цифровое масштабирование (Digital zoom). Технология, которая позволяет варьировать масштаб изображения, находящегося в кадре. Размеры точек увеличиваются, в результате чего дискретность изображения возрастает и качество его ухудшается. Мы не рекомендуем использовать цифровое масштабирование.

Digital8. Технология корпорации Sony, позволяющая записывать потоки цифровых данных, которые представлены в формате DV, на стандартную ленту шириной 8 мм.

DV. Формат цифрового видео, при котором поток высококачественной видеоинформации записывается на ленту шириной 6 мм. Этот формат широко применяется компаниями Sony, Panasonic, Canon, JVC и другими производителями, выпускающими видеокамеры и видеомагнитофоны DV (в том числе и профессиональные).

IEEE-1394. Стандарт, разработанный корпорацией Apple под названием FireWire. Позволяет передавать данные со скоростью до 400 Мбит/с. Аппаратная часть включает в себя недорогой адаптер и четырехжильный или шестижильный кабель. Большинство видеокамер DV и Digital8 оборудованы интерфейсом IEEE-1394, с помощью которого видеоинформация, представленная в цифровой форме, пересылается непосредственно на компьютер.

MPEG-1 и MPEG-2. Два стандарта кодирования видеоинформации, предложенные ассоциацией Motion Picture Experts Group. Стандарт MPEG-1 применяется для воспроизведения информации со средней шириной полосы пропускания, а MPEG-2 — для кодирования высококачественного видео, требующего высокой пропускной способности.

Ultra2 SCSI. Стандарт Ultra2 увеличивает пропускную способность устройств SCSI до 80 Мбайт/с.

UltraATA. Интерфейс IBM AT attachment (ATA) вот уже в течение долгого времени применяется для подключения недорогих жестких дисков к ПК, компьютерам Macintosh и рабочим станциям. Стандарт UltraATA увеличивает пропускную способность шины ATA до 66 или 100 Мбайт/с.