Генеральный директор корпорации рассказывает о планах ее реструктуризации
Майкл Армстронг: «Мы уверены в том, что анонсированная программа позволит добиться увеличения доходов наших акционеров в долгосрочной перспективе» |
Новые компании будут называться соответственно AT&T Wireless, AT&T Broadband, AT&T Business и AT&T Consumer. По словам председателя совета директоров и генерального директора AT&T Майкла Армстронга, это логичный и необходимый шаг в преобразовании корпорации.
Об этом Армстронг заявил во время пресс-конференции, на которой также были представлены результаты работы корпорации в третьем квартале текущего финансового года. Он также опроверг заявление некоторых аналитиков о том, что корпорация предпринимает эти шаги исключительно «в угоду акционерам».
«Мы уверены в том, что анонсированная программа позволит добиться увеличения доходов наших акционеров в долгосрочной перспективе. Кроме того, это даст возможность новым компаниям сконцентрировать свои усилия на конкретных рынках и интересах определенных групп потребителей, быстрее реагировать на всевозможные изменения условий и увеличить уровень конкурентоспособности своих продуктов, — подчеркнул Армстронг. — Я надеюсь разрушить миф о том, что мы преследуем какую-то сиюминутную цель».
За последние два с половиной года AT&T вложила немалые средства в наиболее перспективные направления своего бизнеса: беспроводную связь, широкополосную связь и бизнес-службы. Подразделение беспроводной связи только в третьем квартале приобрело 750 тыс. новых абонентов, число пользователей высокоскоростных служб передачи данных в этом квартале достигло 880 тыс., а количество абонентов цифрового телевидения составило 2,5 млн. человек.
Однако темпы роста подразделения междугородной связи, на долю которого в январе 1998 года приходилось 82% всего оборота AT&T, по словам Армстронга, «не оказались ни долговременными, ни устойчивыми». Доходы подразделения потребительских услуг междугородной связи в текущем квартале снизились на 10,8%. К концу года оборот подразделения междугородной связи останется на уровне 60-65% общего оборота корпорации, а в следующем году сократится до 50%. По прогнозам представителей AT&T, к 2002 году этот показатель останется на уровне 35%, а то и меньше, всего оборота четырех вновь создаваемых компаний.
В соответствии с планами корпорации, к 2002 году AT&T Wireless и AT&T Broadband, которым будут переданы активы AT&T, имеющие отношение к беспроводной связи и кабельному телевидению (в том числе служба доступа в Internet Excite@Home), будут действовать как абсолютно независимые публичные компании. Кроме того, будет выделена AT&T Consumer, в состав которой войдут подразделение междугородной связи корпорации и WorldNet, а AT&T Business останется основным подразделением родительской компании.
Исследовательская лаборатория корпорации также войдет в состав AT&T Business, и все новые организации смогут использовать создаваемые здесь технологии, интеллектуальную собственность и полученные патенты.
Совет директоров AT&T одобрил принятое решение открытым голосованием, и корпорация намерена представить свои предложения по акциям в Комиссию по ценным бумагам и биржам США до конца 2000 года. Летом следующего года планируется выставить на биржевые торги акции компании AT&T Wireless и примерно в то же время предложить акции первого выпуска AT&T Broadband. Затем эти ценные бумаги в течение 12 месяцев должны быть преобразованы в обыкновенные акции на основе активов.
Армстронг и другие руководители AT&T недавно встречались с председателем Федеральной комиссии связи США Уильямом Кеннардом для того, чтобы обсудить правовые аспекты разделения корпорации, и, по словам Армстронга, встретили с его стороны полное понимание.
Выделение четырех компаний последует за этапом инвестиций, во время которого AT&T интегрировала активы многих фирм, приобретенных за последние два года, в том числе операторов кабельного доступа MediaOne Group и Tele-Communications. Армстронг подчеркнул, что новые компании будут более адекватно реагировать на нужды потребителей, а те в свою очередь получат преимущества, которые дают возможность приобретать комплексные решения и сопутствующие им услуги в рамках соглашений между компаниями.
В качестве примера представители AT&T подтвердили, что клиенты AT&T Business по-прежнему будут иметь возможность получать сопутствующие услуги AT&T Wireless, а услуги AT&T Business будут по-прежнему предоставляться через кабельные системы AT&T Broadband. Долговременные коммерческие контракты свяжут AT&T Wireless, AT&T Broadband и AT&T Consumer, которые станут приобретать услуги у AT&T Business.
Аналитики, которые в большинстве своем все же рассматривают этот шаг как тактический, предпринятый в угоду акционерам, считают, что об этом свидетельствует и рост бизнеса AT&T, касающийся беспроводных и широкополосных служб.
«В действительности суть этого шага состоит в попытке изолировать подразделение потребительских систем, поскольку руководство корпорации понимает, что его перспективы выглядят довольно мрачно», — отметил Джефф Мур, старший аналитик компании Current Analysis.
Оборот корпоративных служб AT&T в третьем квартале вырос почти на 2,5% по сравнению с тем же кварталом прошлого года, в то время как оборот потребительских служб сократился по сравнению с тем же периодом на 10,9%.
Мур заметил, что компания намного больше вкладывает в бизнес-услуги, в том числе в передачу данных по сетям frame relay и виртуальным частным сетям, а также в выделенные линии, а эти сегменты по-прежнему демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. И снижение уровня прибыли услуг междугородной связи в основном компенсируется ростом в других сегментах бизнеса.
«Я думаю, что AT&T чересчур остро отреагировала на снижение стоимости своих акций, — сказал Мур по поводу решения о создании четырех независимых компаний. — В последние несколько месяцев их акции стали быстро падать и остается только надеяться, чтобы эта тенденция изменилась. AT&T не хватает хороших идей и им приходится руководствоваться такими, какие есть».
За последний год стоимость акций AT&T снизилась с 61 до 23 долл., причем за предшествовавшие объявлению о реорганизации два дня их котировки упали на 13%.
Джеффри Каган, независимый аналитик, занимающийся проблемами телекоммуникаций, отметил, что успех новой стратегии AT&T во многом определяется возможностью успешно объединить вместе службы различных компаний.
AT&T потратила несколько последних лет на пропаганду концепции комплексных услуг, и теперь она должна найти способ, который позволит получившим независимость компаниям выполнить то, что было обещано единой корпорацией. Если потребители воспримут шаги, предпринимаемые корпорацией, как всего лишь внутреннюю реструктуризацию и если корпорация по-прежнему сможет принимать единый заказ и выставлять единый счет, то, по словам Кагана, эти шаги могут иметь смысл.
Мур подчеркнул, что намерение AT&T сохранить свою торговую марку во всех компаниях вполне оправданно, но может возникнуть определенная путаница, если одна из компаний будет предлагать междугородную связь, а другая — доступ к сети, и вполне вероятно, что в перспективе эти компании станут конкурировать друг с другом.