Мы планировали создание полноценного канала сбыта. И наши расчеты оправдались. Марина Шмидт, руководитель проекта Renins.com |
Первый российский проект по предоставлению страховых услуг через Internet — renins.com подвел итоги первого года работы. В настоящее время через сайт можно купить 13 стандартных страховых продуктов. Страховая сумма по договорам, заключенным через сайт, составила 1,14 млрд. руб., клиентов накопилось 1700 человек. Оплачивать купленные на сайте полисы можно через систему CyberPlat, кредитными картами через систему Assist, наличными в офисе или любом банке. Доля платежей через Internet достигла 28%. Соотношение инвестиций и доходов от проекта примерно три к одному, достижение окупаемости в следующем году бизнес-планом не предусмотрено.
Renins.com является подразделением «Группы Ренессанс Страхование», входящей в «Группу Спутник», которую возглавляет Борис Йордан. Сайт существенно добавил популярности компании — после запуска проекта количество телефонных обращений выросло вчетверо.
По словам руководителя проекта Марины Шмидт, идея сайта родилась спонтанно, но, разумеется, запуску проекта предшествовала работа по анализу западного опыта страхования через сеть и его адаптации к нашим реалиям. К концу 1999 года крупные западные страховые компании уже создали свои сайты, и мировой объем продаж страховых услуг через Сеть составил, по данным Forrester Research, 1,5 млрд. долл. К 2003 году эта цифра должна вырасти до 11 млрд. Аналитики РricewaterhouseCoopers оценивают объем рынка страховых услуг в 2,5% общего оборота электронной торговли и прогнозируют его рост к 2005 году до 16%.
На российском рынке ниша Internet-страхования год назад была полностью свободна. Почти каждая страховая компания располагала сайтом, но никто не занимался продажами через него. Компании с опаской смотрели на Сеть, причем скорее по инерции, чем основываясь на каких-то реальных данных. Отсутствие опыта, низкий уровень культуры потребителей, недооценка перспективности подобных проектов и просто нежелание учитывать Web в общих стратегических планах развития стали существенной преградой для выхода на этот рынок для многих компаний. Между тем, по данным агентства «Комкон», количество Internet-пользователей за период с 1998 по 1999 год удвоилось и дошло до 1,46 млн. человек, из них на Москву приходилось 430 тыс. Прогнозируемая динамика роста на ближайшие пять лет — 20% в год. К 2004 году количество пользователей Сети в нашей стране, по разным оценкам, составит от 3,5 до 8 млн. человек.
По расчетам экспертов «Ренессанса», емкость российского рынка продаж страховых услуг через Сеть в 2000 году составила 350 тыс. долл. Renins.com претендует на четверть этого рынка. В следующем году объем доходов прогнозируется в 1,03 млн. долл., игроков на рынке прибавится, и доля «Ренессанса» в нем должна составить 15%.
Есть у компании и В2В-проект, пока не имеющий аналогов в Рунете — Travel. renins.com . «Ренессанс Страхование» планирует в течение полугода охватить своими услугами все более-менее крупные туристические компании. Выезжающие за рубеж туристы, как правило, покупают полис вместе с туром. Существующая в большинстве турагентств схема страхования предполагает расчет тарифов по специальным формулам и таблицам и ручное выписывание полиса. Travel.renins.com позволяет создавать, хранить и редактировать сведения о клиентах в персональном Internet-офисе, защищенном от несанкционированного доступа, автоматизировать расчет индивидуальных тарифов, пересылать данные международным сервисным компаниям. Коммерческая эксплуатация проекта началась в июле, на сегодняшний день им пользуются около 100 крупнейших турагентств Москвы и Санкт-Петербурга. По их оценкам, это экономит 30-40% времени работы персонала по обеспечению страховой защиты клиента. Уже 66% Internet-продаж по этому виду страхования производится в туристических компаниях.
В общем объеме продаж «Ренессанс Страхования» по страхованию выезжающих за рубеж доля виртуальных продаж уже составляет 16%, по страхованию гражданской ответственности автовладельцев — 10%. Цифры солидные для канала продаж, которому едва исполнился год. В ближайшие планы компании входит увеличение объема продаж в следующем году не менее чем вдвое.
Ирина Шеян