Выставка ВКСС '2000 — о перспективах применения ведомственных сетей
Естественно, первое, что делаешь при посещении традиционного ежегодного мероприятия, — сравниваешь его с предыдущим: что изменилось, какие проблемы технологий и бизнеса были успешно решены и какие новые тенденции появились за это время?
На мой взгляд, не изменилось практически ничего.
Если бы не годичный перерыв между выставками, ВКСС '2000 можно было бы считать продолжением или расширением ВКСС '99, но никак не знаковым событием года. Те же люди обсуждали все те же проблемы и предлагали знакомые варианты решений.
Оговорюсь, что данная оценка прежде всего касается бизнес-составляющей корпоративных и ведомственных сетей, то есть той сферы, которая отвечает за получение прибыли и окупаемость сделанных инвестиций.
В технологическом аспекте определенные сдвиги происходили, но и они преимущественно носили количественный, а не качественный характер.
Действительно, первичные транспортные сети «Транстелекома», «Газсвязи», РАО ЕЭС и прочих операторов новой волны увеличили свою протяженность на 2-3 тыс. км. Кабельно-оптическая промышленность страны спасена от простоев, зарубежные производители сетевого оборудования и отечественные интеграторы подсчитывают доходы от освоения перспективного рынка — ведомственных сетей связи (ВСС) национального масштаба. Как и предсказывали аналитики, пропускная способность транспортных сетей превышает потребности. Только у нас избыток канальной емкости вовсе не означает снижение тарифов на транспортировку трафика, дальнюю связь или начало цивилизованной конкуренции операторов. Потому что проблема тарифного регулирования в связной отрасли застыла на мертвой точке. Главная причина — у этой проблемы нет реального хозяина. Вернее сказать, их целых два — Министерство связи и Министерство по антимонопольной политике (МАП), но известно, что бывает с дитем у семи нянек.
Круглый стол, на котором ведомственные операторы должны были обсуждать перспективы коммерческого использования своего многомиллионного хозяйства, высветил в который раз болевую точку развития ВСС — сакраментальную дилемму «быть или не быть?». И это несмотря на то, что на опорах высоковольтных линий и вдоль железнодорожного полотна уже лежат тысячи километров кабеля, а на отдельных участках волокно уже «засвечено», то есть эксплуатируется в составе так называемой взаимоувязанной сети связи России.
Начальник вычислительного центра ЦДУ РАО ЕЭС Вячеслав Ишкин напомнил, что прямое назначение ведомственных сетей связи — обеспечение технологических нужд внутри отрасли. По его подсчетам, экономия, которую получает российская энергетика от использования технологической связи, составляет около 4 млрд. долл. в год, а коммерческие услуги приносят пока не более 10 млн. долл. При этом технологическим нуждам ЦДУ ЕЭС необходимо всего 0,5% заложенной емкости каналов. Понятно, что 10 млн. при таком бюджете погоды не делают, и если бы существовала грамотная тарифная политика Минсвязи, то «каждая отрасль не занималась бы развитием собственной коммерческой связи».
Судя по всему, аналогичные проблемы затронули и «Транстелеком», «Газсвязь» и другие ведомственные сети калибром поменьше. Генеральный директор предприятия «Газсвязь» Владимир Миньков согласился с тем, что объем предоставляемых коммерческих услуг много меньше объемов внутриотраслевых услуг, а свободная емкость цифровых каналов закладывается на далекую и неясную перспективу. А директор по маркетингу компании «Транстелеком» сетовал на то, что лицензионные ограничения не дают планировать такой вид бизнеса, как международная и междугородная телефония.
Ограничения в лицензии на дальнюю связь, единственную прибыльную услугу в связной отрасли, видимо, будут сняты не раньше чем, по образному выражению представителя «Ростелекома», его компания «закупит сверхскоростные поезда и пустит их по трассе Москва — Санкт-Петербург». Возможен и другой выход: сфера услуг связи полностью выйдет из-под юрисдикции МАПа, Минсвязи наконец-то устранит порочную практику перекрестного субсидирования, местная связь выйдет на самоокупаемость, и тогда «Ростелеком» сможет пересмотреть свои тарифы, а Минсвязи — пустить на свое поле чужих игроков.
И все же точки соприкосновения интересов «Ростелекома» и операторов ведомственных сетей были найдены. Традиционные связисты, газовики, железнодорожники, энергетики и угольщики выступили единым фронтом против угрозы, которую, по их мнению, представляют операторы вторичных сетей связи. Ишкин выразил искреннее недоумение по поводу недальновидной политики Минсвязи: «чем развивать вторичные сети, лучше использовать готовую инфраструктуру ведомственных сетей». И все участники круглого стола единодушно выразили надежду, что в нашей стране бизнес вторичных сетей отомрет за ненадобностью, и тогда связь останется в руках серьезных операторов — «Ростелекома» и ведомственных сетей связи. Очень бы не хотелось верить в такое будущее.