США разрабатывают стратегию нанесения удара по компьютерным сетям
Генерал-лейтенант Эдвард Андерсон: «Кибервойна — атака на пространство нулей и единиц» |
Отныне они должны находиться в постоянной готовности к электронной схватке с потенциальным противником, обладающим собственным кибероружием.
Подобная борьба предусматривает массированный запуск программ, приводящих к отказу в обслуживании, распространение в неприятельских сетях вирусов и «троянских коней», а также наведение радиоэлектронных помех, парализующих компьютерные системы противника. Выполняя приказ высшего военного командования, подписанный президентом Клинтоном и министром обороны Уильямом Коэном, армия США начала подготовку к возможной кибервойне.
По мнению военного руководства страны, в настоящее время у Соединенных Штатов недостаточно средств для ведения подобных действий.
«Сегодня мы выделяем три главные угрозы: баллистические ракеты, опасность кибервойны и разгорающаяся борьба за контроль над космическим пространством», — отметил заместитель командующего космическими войсками США генерал-лейтенант Эдвард Андерсон. Именно Андерсону недавно была поручена разработка стратегии ведения боевых действий в киберпространстве.
На конференции «Национальные стратегии в меняющемся мире» Андерсон рассказал о подготовке Военно-космических сил США к кибервойне. Мероприятие, на котором присутствовали представители военного руководства и дипломаты, было организовано по инициативе Института анализа международной политики, Флетчеровской высшей школы закона и дипломатии при университете Тафтса и Вооруженных сил США.
Выступая перед присутствующими, Андерсон рассказал, что командование Военно-космических сил США, в ведении которых находится организация спутниковой связи, уже приступило к разработке стратегии нанесения удара по компьютерным сетям. Эта стратегия подробно описывает действия членов Объединенного верховного командования (в его состав входит высшее командование наземных и военно-воздушных сил, а также надводного и подводного флотов) при получении от президента и министра обороны приказа о кибератаке.
Стратегия ведения информационной войны будет подробно описана в документе OPLAN 3600. По словам Андерсона, эффективная борьба с подобной угрозой возможна лишь «при условии беспрецедентно четкой организации взаимодействия между коммерческими структурами и государственными организациями.
«О каких-то конкретных сроках завершения разработки плана OPLAN 3600 речи пока не идет, — сообщил Андерсон в интервью корреспонденту Network World. — Но следует отметить, что другие страны (в том числе Россия, Израиль и Китай) проводят активные мероприятия по подготовке к информационной войне. Соединенные Штаты должны создавать и совершенствовать новые типы оружия, позволяющие организовать массированный распределенный отказ в обслуживании и запуск компьютерных вирусов».
По словам Андерсона, не так давно представители Китая дали понять, что они уже достаточно далеко продвинулись в этом направлении.
Помимо возможности кибервойны между государствами следует помнить и об угрозе, исходящей от террористов. Мощный киберудар способен разрушить телекоммуникационную и банковскую системы, базирующиеся на электронных технологиях.
Складывающаяся ситуация заставила Военно-космические силы США объединить свои усилия с ФБР и приступить к совместной разработке стратегии ведения информационной войны.
«Вооруженные силы должны поддерживать тесный контакт с законодательными органами, — подчеркнул представитель ФБР Майкл Ватис. — А если кибератака затронет военные или деловые интересы страны, ФБР следует определить, требуется ли в данном случае вмешательство военных или законодательных органов».
Internet получил сегодня повсеместное распространение. Он позволяет наносить удары из любой точки мира. Атакующие могут действовать сразу через многих провайдеров. Одной из разновидностей кибератак становится шпионаж с использованием компьютерных сетей.
Возможно, злоумышленник расположился на противоположной стороне улицы, но при этом создается полное впечатление того, что угроза исходит, к примеру, из Китая. Любой удар, принятый поначалу за атаку хакеров, может оказаться началом кибервойны.
Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке между Израилем и палестинцами втягивает сегодня исламистских экстремистов со всего мира и сопровождается массовыми кибератаками обеих противоборствующих сторон. Все это настолько серьезно, что ФБР выступило со специальным обращением к Военно-космическим силам, предупредив армейское руководство о возможности начала боевых действий на киберфронте.