Постепенно складывается интерес к восстановленной технике, порой внешне неотличимой от новой, но стоящей дешевле.
Перед тем как попасть к покупателю, каждый ноутбук проходит через руки специалистов сервис-центра «Портативных систем» |
Думаю, спортивный термин «второе дыхание» лучше подходит к определенной категории компьютерной техники, чем б/у — «бывшая в употреблении». По мере расширения компьютерного рынка скапливается изрядное количество «железа», которое либо морально устаревает, либо по каким-то другим причинам становится ненужным своим хозяевам. Его надо куда-то девать. Наиболее очевидный выход — сдать в комиссионный магазин, обычный или виртуальный. Но не всякий рискнет приобрести в «комиссионке» бывшее в употреблении высокотехнологичное устройство, не обеспеченное гарантией. А если вы ИТ-менеджер крупной компании, отвечаете за обновление ее парка вычислительной техники и вам надо продать все и сразу?
Со временем внутри компьютерной отрасли начал складываться особый рынок. Всегда есть те, кто готов за меньшие деньги купить современный компьютер престижной марки, пусть и не напрямую от производителя. Так уж повелось, что большим спросом пользуются подержанные ноутбуки. Во-первых, в ноутбуках медленнее, чем в настольных компьютерах, внедряются новейшие процессоры, ведь их основное назначение обеспечивать владельцу не рекордную скорость, а комфортную работу вне офиса. Поэтому ноутбук прошлого года выпуска, как правило, несильно уступает своему сегодняшнему собрату. Во-вторых, цены на них снижаются не так быстро, как на офисные ПК.
В-третьих, меняется состав потребителей. Несколько лет назад основными покупателями портативных компьютеров были менеджеры среднего и высшего звена, часто выезжавшие в командировки. Сейчас многие организации предпочитают ставить на рабочие места сотрудникам именно ноутбуки. Как свидетельствуют серьезные исследования, специалисты, которые пользуются ноутбуками и берут их домой, удлиняют свою рабочую неделю в среднем на девять часов. В небольшой компании с помощью ноутбуков можно организовывать «домашний офис», когда часть сотрудников работает дома. Определенный спрос на ноутбуки создают студенты и программисты.
Покупатели подобных устройств рассчитывают за разумные деньги получить пусть не новый, но вполне современный ноутбук с действующей гарантией. Есть определенные правила продажи и маркировки такой техники, чтобы покупатель знал, за что он платит деньги. Как всегда, определенная часть недобросовестных продавцов пытается заработать побольше и продает восстановленные ноутбуки, скрывая от покупателей происхождение товара, и по цене не намного ниже, чем новые.
Бизнес по продаже восстановленных ноутбуков в других странах имеет значительные объемы. В нашей стране таких предложений тоже достаточно. Однако отношение к восстановленной технике среди продавцов очень неоднозначное. Многие стараются навязать клиентам исключительно новую аппаратуру. Покупатели же стараются соразмерить свои возможности с ценами на разные категории техники. Правильный выбор мешает сделать отсутствие достоверной информации и предубеждение. Чтобы понять, чем отличаются восстановленные ноутбуки от новых, полезно разобраться, откуда они берутся и чем отличаются от техники категории б/у.
Существует несколько источников появления восстановленной техники. Первый и наиболее объемный — это ноутбуки, прошедшие восстановление на заводах изготовителя. Попадают они на эту процедуру следующим образом. Часть ноутбуков, не выдержавших тряски и ударов при перевозке, возвращаются обратно непосредственно из магазинов. Также восстановлению подлежат модели, которые сошли с конвейера, но не прошли тесты. И наконец, еще один источник: если в течение гарантийного срока в ноутбуке возникает серьезная неисправность, которая не может быть быстро устранена в сервисном центре, владельцу выдается новый компьютер, а неисправный отправляется производителю. Это что касается практически новых, но неисправных моделей.
Второй источник пополнения категории восстановленных машин — возврат исправного оборудования. Крупные производители предоставляют своим клиентам (реселлерам, магазинам, корпоративным заказчикам) возможность возврата товара без объяснения причин в течение 30-90 дней в зависимости от условий договора. В этом случае возвращенное оборудование тестируют, придают ему товарный вид, переупаковывают. Машина поступает в продажу по сниженной цене с гарантией до шести месяцев.
Третий путь отбора кандидатов на восстановление — собственно техника б/у. Как правило, это продажа офисного оборудования, уже бывшего в эксплуатации, использованного в презентационных целях (выставки, витрины магазинов, демозалы, семинары и т.п.) или возвращенного взамен нового (такая услуга, обозначаемая иногда словом trade-in, предоставляется корпоративным клиентам в ходе модернизации устаревшего оборудования). Продажа оборудования этой категории производится двумя способами: «как есть», без оригинальной упаковки, тестирования и гарантии (существенно дешевле, без процедуры восстановления и гарантий) либо после тестирования, в оригинальной упаковке и с гарантией от одного до трех месяцев. Тестирование и упаковку осуществляют третьи фирмы, у которых есть для этого сертифицированные центры.
В первых двух случаях, а также если восстановление подержанной техники проводилось сертифицированной компанией, покупатель получает вполне работоспособный компьютер, обеспеченный гарантией производителя или продавца. У этой техники либо вообще нет физического износа, либо он не превышает естественный износ, пропорциональный периоду эксплуатации.
Но остается еще психологическое предубеждение. Надо сказать, что его часто формируют сами продавцы. Нередко восстановленные ноутбуки продаются под видом «старых складских запасов» или распродажи арестованных таможней грузов. Этим же пытаются объяснить и поврежденную либо отсутствующую упаковку или неполную комплектацию. Продавцов можно понять. Умалчивая о том, что техника прошла процедуру восстановления, они пытаются привлечь покупателей и обойти пункты законодательства, в которых нет четких правил по торговле такими компьютерами. Правда, пытаясь поднять маржу, цену они назначают не намного меньшую, чем за новую технику.
За рубежом все эти вопросы решены. Восстановленная техника соответствующим образом маркируется. Покупатель отдает себе отчет в том, за что он платит деньги. Отсутствие достоверной информации рождает подозрительность, которая питает разного рода легенды.
И все же мне известен по крайней мере один пример цивилизованного подхода к формированию российского рынка восстановленной техники. Недавно компания «Портативные системы» объявила о намерении создать региональную дилерскую сеть по продвижению восстановленных ноутбуков. О том, что компьютер доставлен не напрямую со сборочного конвейера, а какое-то время работал и прошел определенные технические процедуры, будет говориться широко и открыто.
Большая часть оборудования, которое предлагает «Портативные системы», поступает по договорам в виде прямых поставок после тестирования на заводах производителя. Другая часть — та техника, которую компания продала ранее своим заказчикам, а теперь предлагает сдать с зачетом части стоимости при приобретении новой техники. Вся эта техника проходит подготовку в собственном сервисном центре компании. И в любом случае ноутбук обеспечивается сертификатом и гарантийным обслуживанием, срок которого определяется соответственно состоянием конкретного компьютера.