Новый генеральный директор Compaq о своем видении перспектив компьютерной отрасли

Майкл Капеллас: «Может быть, вам кажется, что мы много усилий тратим на продвижение торговой марки, однако мы никогда не считали своей главной целью стать лучшей маркетинговой компанией»

Бен Розен, занимавший этот пост c момента образования корпорации, своим уходом подчеркнул завершение 18-летней эпохи в истории Compaq. Ее новому руководителю 46 лет, и он всего третий год работает в Compaq. Cовмещая отныне все три высшие должности в корпорации, которая гордится своими суперсерверами Wildfire и NonStop Himalaya, на встречах с министрами, заказчиками и прессой он не расстается с «карманником» iPaq и MP3-плейером. Его отец после Второй мировой войны совсем молодым человеком перебрался из Греции в Соединенные Штаты, став рабочим на сталелитейном заводе. Придя в Compaq из Oracle на должность директора информационной службы, Капеллас принял на себя ответственность за разработку технической стратегии корпорации в эпоху электронной коммерции. Теперь, во главе Compaq, он предлагает решения для Новой Экономики клиентам корпорации. Свою новую стратегию в Compaq передают новым слоганом. IT — это теперь для корпорации Inspiration Technology («технологии вдохновения»). Взглядами на перспективы компьютерной отрасли Майкл Капеллас поделился с группой европейских журналистов.

Какова стратегия Compaq в отношении начинающих компаний? Планируете ли вы инвестировать либо делать какие-то новые приобретения?

Да. Мы присматриваемся ко многим начинающим компаниям, разрабатывающим программное обеспечение и инструментарий. Чрезвычайный интерес представляют для нас все оригинальные начинания, связанные с Internet-бизнесом.

Как вы, вероятно, знаете, мы инвестировали средства в две сотни компаний. Есть три причины, по которым мы делаем это. Первая, и она особенно важна, — получить доступ к технологиям. Второе — выйти на рынок. Третье — просто способ зарабатывать деньги. Рискуя прослыть человеком, насаждающим оппортунистические взгляды, скажу, что считаю правильным 50% инвестиций направлять на освоение новых рынков, а 50% — в перспективные технологии. Это серьезный сдвиг по сравнению с традицией вкладывать 80% инвестиций в технологии. Откровенно говоря, мира больших корпораций, транснациональных корпораций в традиционном понимании уже не существует. Они слишком неповоротливы для современного мира. Сегодня, вложив средства в небольшую начинающую компанию с интересными идеями, можно сделать проект гораздо быстрее и значительно эффективнее.

У нас работает мощная инвестиционная группа, состоящая из талантливых и подвижных людей. Со временем она становится все более и более интернациональной, мы делаем значительные инвестиции за пределами США.

Намерены ли вы оказывать материальную поддержку перспективным студентам и молодым специалистам в разных странах?

Кое-что мы делаем. Вы наверняка слышали о нашей инициативе в Греции (одно из событий в рамках визита президента — объявление наград Compaq Scholarship Award для лучших греческих студентов, изучающих компьютерные науки, которые получат возможность закончить свое образование в престижных американских вузах наподобие МТИ, а затем — начать карьеру в греческом отделении Compaq. — П.Х.). Как компания мы энергично занимаемся вопросами обучения сообщества, обслуживанием сообщества, вкладываем в это немалые средства. Для нас очень важно формирование соответствующей культуры. Впрочем, на мой взгляд, это скорее дело правительства, а не представителей бизнеса. Мы стараемся делать для местного сообщества все, что в наших силах, но все равно это немного. Куда важнее собственные инициативы.

Digital Equipment, которую вы приобрели два года назад, всегда имела репутацию сильной инженерной компании. Compaq же славилась своими успехами на массовом рынке ПК. Что вы намерены делать для изменения своего имиджа на корпоративном рынке?

Во-первых, еще полтора года назад и наши сотрудники, и наши заказчики переориентировались на полный спектр компьютерного оборудования Compaq, Digital и Tandem. Мы приняли во внимание все разработки, включая NonStop Himalaya, систему, обладающую высокой производительностью и одновременно высокой готовностью. Мы объединили решения в области систем хранения, сервисные службы, компьютеры, — поскольку это было обоснованно. Мы объединили клиентов — это тоже обоснованно. Но при этом придерживаемся идеи, что мы — Compaq, традиционный Compaq, а это всегда была великая инженерная компания, а не только компания с хорошим маркетингом. Хотя у нас и не было такой мощной кластерной системы, как у Digital, нам есть чем похвастаться на корпоративном рынке: серверы на базе Intel, шлюзы, оригинальные идеи для устройств, монтируемых в стойку, системы хранения — все это отличные технологии. Я убежден, что наша группа разработки серверов на платформе Intel находится в авангарде аналогичных коллективов.

При этом мы выделяем для себя пять различных рынков. На каждом из рынков следует ориентироваться на определенную нишу. Мы по-разному «подбадриваем» себя на каждом из них. Может быть, вам кажется, что мы много усилий тратим на продвижение торговой марки, однако мы никогда не считали своей главной целью стать лучшей маркетинговой компанией.

Как восприняла отрасль недавнее сообщение о вашем назначении на должность председателя совета директоров Compaq?

Это не было чем-то неожиданным. Не думаю, что кого-нибудь новость застала врасплох. Конечно, трудно смириться с неизбежностью смены поколений, но это совершенно логично. Коллеги любили Бена Розена, но, честно говоря, даже для самого Бена это была ПК-компания. Он направлял свои усилия на улучшение технологий ПК, на улучшение их сбыта, улучшение маркетинга, но время поставило новые задачи...

Но ведь ПК-отрасль не последние дни доживает.

Рынок переживает серьезные изменения, носящие фундаментальный характер. Уже нельзя быть просто компанией по разработке персональных компьютеров, даже если речь идет о ПК, обладающих отличной настраиваемостью и конфигурируемостью. Будущее уже не за ними. Будущее за тем, что я называю «миром доступа». Персональные компьютеры должны стать персональными в более точном понимании этого слова. Каждый компьютер непосредственным образом связан с его владельцем, будь то домашний компьютер, компьютер на работе, карманный компьютер и т. д. Рынок персональных компьютеров смещается в сторону устройств доступа, каждое из которых выполняет вполне конкретные функции и при этом отличается превосходными коммуникационными возможностями.

Вот так выглядят устройства будущего (показывает MP3-плейер). У него всего один разъем, который достаточно присоединить к персональному компьютеру, и вы получите через провайдера доступ к любым музыкальным записям. Пользователь «организует» музыку и слушает ее где угодно и когда угодно. Можно установить связь с Internet, с другими потребительскими Internet-приставками. Эти устройства быстро завоевывают мир. Если вы остаетесь в бизнесе традиционных персональных компьютеров, вам придется очень нелегко.

Но то же самое будет и с другими сегментами компьютерного рынка. Повысится роль шлюзов, отвечающих за связь между устройствами. Никто не будет пользоваться чем-то одним — будут очень простые устройства доступа, очень мощная техника для домашних развлечений, для игр, для доступа в Internet, для опытных пользователей, может быть, для работы дома, будут устройства на интеллектуальных картах, GPS. Другими словами, рынок ПК преобразуется в нечто иное, неразрывно связанное с освоением Internet.

Майкл, извините, а вы сами пользуетесь подобными «игрушками»?

А как же! Я, можно сказать, эксперт по ним (смех). Знаю, как загружать музыку из Internet, всегда ношу его с собой. Это замечательное устройство. Люблю систематизировать музыкальные записи. Я очень прилежный пользователь этих устройств.

Входит ли в ваши планы выпуск игровых компьютеров, таких как X-Box, Nintendo и т. п.?

Интересная эволюция... Я не дам однозначного ответа на этот вопрос. Мы будем осваивать нишу средств домашних развлечений, и персональные компьютеры превратятся в средства доступа к ним. Игры будущего — интерактивные игры. ASP-провайдеры будут предоставлять их как некий вид услуг, а вы сможете их загружать на ваш компьютер нового поколения, наделенный совершенными голосовыми функциями, сенсорными устройствами и т.д.

Каков ваш подход к беспроводным локальным сетям?

Мы работаем на этом рынке. Одно из таких устройств установлено у меня дома. В домашнем секторе подобные решения уже неплохо продаются. Самое привычное для домашнего пользователя устройство — это телефон. Я даже не представляю, какими возможностями его еще наделят. Совсем неплохо сидеть на лужайке перед домом и читать электронную почту. Уже сейчас есть очень умные аппараты, они поддерживают множество соединений, можно выполнять банковские операции, посылать и читать электронную почту, разговаривать по одной линии и удерживать другую. И при этом они не так уж дорого стоят. Беспроводные технологии — технологии будущего. И в нашем центре беспроводных мобильных решений, который недавно открыт в Стокгольме, мы все возможности беспроводных коммуникаций с готовностью и воодушевлением демонстрируем клиентам.

Какова стратегия Compaq в отношении Linux?

Мы стремимся поддерживать дистрибутивы, являющиеся отраслевыми стандартами, и не пытаемся выпускать расширений к Linux. У Linux хорошие шансы стать предпочтительной платформой для таких применений, как Web-серверы, но я не думаю, что Linux будет работать на системах старшего класса, во всяком случае, в ближайшее время, поскольку отсутствуют инструменты управления соответствующего уровня. Наивно полагать, что Linux способна стать своего рода единым стандартом на операционные системы будущего. Тем не менее работа с этой ОС ведется, поскольку она, безусловно, является одним из важных инфраструктурных элементов Internet.

Традиционно мы активно поддерживали SCO, которая продемонстрировала, что операционные системы для ПК — это не обязательно Microsoft. Рынок сделает свой выбор. Думаю, Linux постепенно сузит область применения SCO. При этом Linux займет рынок систем нижнего уровня, а SCO будет использоваться с системами старшего класса.

Возможности применения Internet в бизнесе еще до конца не раскрыты. Как их раскрыть, как получить реальный результат от инвестиций в Internet?

Я не согласен с расхожим мнением, что Internet — только средство обмена информацией, ее хранения. Следующая большая волна будет связана с управлением информационным наполнением. Возьмем любую большую организацию. Там огромный объем информации — о людях, о продуктах, о разработках, о покупателях. Сеть должна стать инструментом управления информацией. Вы задумывались над тем, сколько людей используют Internet для обучения? Сколько людей обращаются к базам данных? Сколько людей ежедневно вступают в отношения, о которых принято говорить — customer relationship? Только использование Internet обеспечит практическое управление знаниями. Internet добилась гораздо большего, чем задумывалось изначально.

Что вы думаете о взаимоотношениях между традиционными и Internet-компаниями?

Если компания хочет добиться экономической состоятельности, она должна иметь реальную собственность. Со временем нельзя будет обеспечить свое присутствие в Internet без физической распределенности, но вы и не можете иметь физической распределенности, если не используете технологии Internet. Компания, которая хочет выиграть, должна быть сильна в любом типе бизнеса, будь то интерактивный или традиционный.


Надо развивать все способы выхода на рынок

Валид Монейм, управляющий директор Compaq EMEA Business Development Group (этот регион охватывает ряд развивающихся, с точки зрения корпорации, национальных рынков, в том числе страны Восточной Европы и Россию) — также своего рода «примета» обновления руководства Compaq. Многим партнерам корпорации хорошо знаком Зилимир Илич, занимавший этот пост раньше. Похоже, как и Илич, Монейм — нередкий гость в России. Во всяком случае, в начале нашей беседы Валид признался, что он буквально неделю как побывал в Москве.

Каков, на ваш взгляд, потенциал сектора малого и среднего бизнеса?

Сейчас сектор малого и среднего бизнеса быстро растет. Подход клиентов этого типа становится все более профессиональным; они работают с теми компаниями, которые предлагают правильные решения и услуги. В то же время многие из них предпочитают более дешевые решения. Хорошо, если руководители этих фирм вовремя поймут, что неправильные шаги на старте впоследствии придется исправлять за счет невероятного напряжения сил и неоправданных материальных затрат. Действуя вместе с партнерами на локальных рынках в Восточной Европе, наша компания предлагает готовые решения, настроенные на специфические области применения. Мы не можем сами удовлетворить запросы абсолютно всех заказчиков, однако в сообществе с местными дистрибьюторами и другими партнерами готовим много пакетов, осуществляем большой объем маркетинговых мероприятий.

Насколько серьезна на восточноевропейском рынке конкуренция Compaq с местными производителями?

Местная сборка — важный фактор для многих национальных рынков, особенно в Европе. У каждой страны своя специфика, и везде мы являемся свидетелями быстрых изменений. Скажем, в Чехии, в Словакии или Словении рынки небольшие, они не обладают достаточным потенциалом для местных сборщиков, которые есть в Польше и Венгрии, но и там они теряют почву под ногами. Часто такие фирмы становятся заложниками собственного успеха: вырастая и превращаясь в международные компании, они оказываются не в состоянии удержать цены и теряют конкурентоспособность. В таких же странах, как Россия, рынок фрагментирован, но при этом достаточно велик. Многие местные компании могут выйти на этот рынок, поскольку сама по себе сборка ПК действительно дело нехитрое. А вот спроектировать компьютер, на который можно было бы возложить выполнение критически важных задач предприятия, могут немногие. К счастью, все больше и больше местных организаций понимают, что они должны найти серьезного поставщика.

Допускает ли Compaq возможность развертывания местной сборки в таких странах, как Россия? Каковы критерии принятия такого решения?

Местная сборка не должна быть самоцелью. Сейчас мы производим свои компьютеры в Шотландии, в Сингапуре и, конечно, в Хьюстоне. Кроме того, есть сборка для местных рынков в Бразилии и Китае. Чтобы развернуть производство в той или иной стране, нужно очень активно работать с партнерами, оптимизировать логистику. Начнем с компонентов. С ними гораздо проще управиться, когда все сосредоточено на одном заводе. Если использовать их повсеместно, то, быть может, вы и выиграете в стоимости, в противном случае лишь потратите время и деньги, перевозя детали. Сейчас развертывание местной сборки — не слишком выгодное начинание, разве что сосредоточиться на сугубо специальных потребностях. Пока мы не строим таких планов, в том числе и в России, но рассматриваем возможности этого рынка.

Как сказывается рост популярности новых бизнес-моделей, таких как электронная коммерция, на партнерской стратегии Compaq по восточноевропейскому рынку?

У производителя и покупателя разный взгляд на рынок. Покупатель хочет иметь больший выбор. Когда есть Internet, выбор становится богаче; к тому же можно посмотреть на товары, которые производятся в другом регионе, без необходимости ехать туда. Думаю, надо развивать все способы выхода на рынок. Покупатели идут в Internet и рассчитывают увидеть там Compaq. Поэтому мы стремимся к взаимодействию и с розничными Internet-продавцами, и с каналом. При этом не собираемся разворачивать всю необходимую инфраструктуру самостоятельно, поскольку не занимаемся этим бизнесом — мы остаемся производителями. Компьютер можно найти в Internet, а потом купить его у реселлера. Даже когда придет электронная коммерция, реселлеры сохранят за собой ведущую роль.

Вместе с тем многие дистрибьюторы в Европе все больше занимаются разработкой собственных стратегий в области электронной коммерции. С другой стороны, кто-то из них способен предоставить широкий спектр услуг: они хотят заниматься дистрибуцией и одновременно выполнять конкретную работу. Так что сегодня в Европе под дистрибьютором часто понимают все более и более гибридное предприятие, способное производить дополнительную стоимость.

Каковы в вашем регионе перспективы такого вида бизнеса, как профессиональные ИТ-услуги?

Это сложная область. До сих пор мы действовали здесь не слишком активно. Но сейчас приступаем к осуществлению новой стратегии, в которой важное место отведено сфере ИТ-услуг. В некоторых странах эта область развивается хорошо, но во многих регионах предстоит выполнить еще больший объем работа. В частности, мы намерены направить значительные усилия на крупномасштабные проекты.