Самоуправление не может подменять собой хорошее управление
ИТ присутствуют в Индии повсюду — в школах и колледжах, в телефонных будках и даже в правительственных кабинетах |
Одна из наиболее горячих тем для отечественного ИТ-рынка последнего полугодия — оффшорное программирование. В первом выпуске 2001 года наш еженедельник предполагает опубликовать обзор, посвященный этому явлению. Здесь же мы предлагаем вниманию читателей заметку об Индии — родине огромной армии оффшорных программистов.
Один из самых популярных в Индии лозунгов времен ее борьбы за политическую независимость утверждал, что даже самое лучшее управление не может подменять собой самоуправление. Сейчас, пять десятилетий спустя, этой стране, явно запаздывающей с промышленной революцией и революцией в сфере услуг, необходимо усвоить новый урок: самоуправление не может подменять собой хорошее управление.
К пониманию этого Индия пришла, пережив нескольких весьма болезненных ситуаций, и сегодня страна ведет борьбу за экономическую свободу и процветание, опираясь на ИТ.
ИТ - единственный сектор экономики, отличающийся действительно экспоненциальными темпами развития. Вот несколько прогнозов.
По мнению специалистов McKinsey & Co., оборот электронного бизнеса в Индии в 2004 году достигнет 1,5 млрд. долл., а к 2020 году этот показатель увеличится до 10 млрд. долл., то есть будет составлять примерно 1% мирового рынка.
Предполагается, что к 2004 году в Индии к Internet будут подключены около 3 млн. домов. Если добавить к этому доступ в Internet с помощью кабелей и Web-телефонов, то этот показатель окажется значительно выше. Более того, каждым Internet-соединением в Индии пользуются от четырех до шести человек, поэтому общее число пользователей Сети окажется намного больше, чем число Internet-соединений.
Чтобы оправдать все эти прогнозы, Индии следует оперативно решить ряд ключевых вопросов и активно работать в определенных направлениях.
Во-первых, стране необходимо создать телекоммуникационную инфраструктуру мирового уровня и значительно сократить тарифы, которые сейчас остаются одними из самых высоких в мире.
Во-вторых, Индии необходимо стать стабильным источником работников умственного труда и ИТ-специалистов, которые способны удовлетворить спрос на такую рабочую силу по всему миру. В отчете McKinsey говорится о том, что оборот сектора информационных технологий Индии к 2008 году может достичь 87 млрд. долл., то есть составит более половины всего объема экспорта и на его долю придется 7,5% всего совокупного внутреннего продукта.
Отрасль высшего образования Индии должна отказаться от модели, предполагающей полное государственное финансирование, в пользу партнерства частных и государственных предприятий.
В-третьих, Индии следует радикально усовершенствовать всю государственную инфраструктуру, и особенно энергетику, дороги и общественный транспорт.
В-четвертых, Индии крайне необходимо создать свои собственные международные корпорации и производить продукты, соответствующие мировому уровню. Различные индийские компании, работающие в области ИТ, едва-едва начинают преодолевать этот рубеж; но большинство по-прежнему зарабатывают деньги, предлагая рабочие руки, а не услуги.
В-пятых, поскольку позиции государства в экономике Индии очень сильны, необходимо сконцентрировать усилия на создании правоохранительной и законодательной среды, которая способствует росту и действует в одном направлении с движущими силами развития рынка, а не против них. Правительство должно делать то, что лучше него никто сделать не сможет, — создавать законы, способствующие развитию экономики, определять прозрачные правила международного обмена рабочей силой и ресурсами, организовывать четкую систему прав собственности, поддерживать инновационное партнерство частных и государственных предприятий, касающееся развития инфраструктуры и управления.
В-шестых, будучи основным пользователем информационных технологий, правительство Индии должно инвестировать значительные средства, чтобы эффективно применять информационные технологии в своей работе.
Некоторые аналитики утверждают, что успех американской экономики во многом обусловлен связями между государственным и частным секторами и министерством обороны, которое вкладывает миллиарды долларов в исследования и разработку высоких технологий. Правительство Индии должно следовать аналогичной модели, поддерживая связи с отраслью высоких технологий и исследовательскими лабораториями. В Индии научные круги, исследовательские институты и промышленность достаточно изолированы друг от друга, и им нужно добиваться более эффективного обмена идеями и ресурсами.
Индии необходимо эффективно использовать огромный талант своего народа и перейти от «рабского труда» в экономике знаний (все еще находящейся в процессе формирования) к развитому во всех аспектах обществу знаний. Внедрение передовых технологий в промышленности и государственном управлении — это лишь самое начало, и сделать предстоит еще очень многое.
Если Индия не воспользуется открывающейся сейчас возможностью, последующие поколения ей этого не простят.