Конференция «Электронное ведение бизнеса — путь к глобальному рынку»
Участников конференции приветствуют глава АДЭ Аркадий Кремер и зарубежные гости |
Год назад накануне рождественских каникул царило ожидание скорой победы электронного бизнеса над традиционным и наступления инвестиционного рая. Сегодня точка зрения на перспективы электронного ведения бизнеса (ЭВБ) стала диаметрально противоположной.
Удивительнее всего то, что столь же пессимистические оценки преобладали на конференции АДЭ «Электронное ведение бизнеса в России — путь к открытому глобальному рынку». Само название конференции свидетельствовало о том, что ЭВБ в России обретает черты некоей новой миссии — органично вписать нашу страну во Всемирную торговую организацию (ВТО). Таково принципиальное видение основных целей и задач развития электронного бизнеса с точки зрения государственной власти, которую на конференции представляло Министерство торговли. Другой составляющей государственного интереса в сфере ЭВБ является осуществление программ государственных закупок на базе порталов B2G (business-to-government).
Однако стратегическая постановка задачи далека от конкретного воплощения. Начнем хотя бы с того, что в выступлениях докладчиков не чувствовалось единства в том, что же все-таки подразумевается под термином «электронное ведение бизнеса». Поэтому вовсе не лишним выглядело напоминание председателя одноименного комитета АДЭ и вице-президента ЗАО «Система-Телеком» Александра Вронеца, что к области ЭВБ следует относить электронный документооборот, электронную торговлю и электронные платежные системы. Кстати, он сообщил также некоторые данные о современном состоянии электронного бизнеса в России, согласно которым годовой доход предприятий, работающих в сфере Internet, составляет 100 млн. долл., годовой доход от электронной торговли — 3 млн. долл., при том что общее число Internet-магазинов на территории СНГ составляет 650 штук.
Нынешние проблемы развития электронного бизнеса в целом повторяют перечень годичной давности: недостаточный уровень доходов и деловой активности, низкий уровень информатизации и неподготовленность правового поля, регулирующего отношения участников рынка. Если два первых блока причин по естественным макроэкономическим законам не могут быть решены в одночасье, то решение проблемы законодательного регулирования — это показатель эффективности работы чиновников. В этой плоскости работа ведется по трем основным пунктам: подготовка правительственной Программы развития электронной торговли в Российской Федерации, разработка Госдумой закона «Об электронной торговле», а также рассмотрение и утверждение законов «Об электронной цифровой подписи» и «О страховании сделок при электронной торговле».
Тем временем рынок участников ЭВБ в России не торопится формироваться за счет независимых бизнес-порталов и виртуальных торговых площадок, которые, по идее, должны составлять основу финансового оборота электронного бизнеса. В этой ситуации роль локомотивов ЭВБ волей-неволей вынуждены брать на себя телекоммуникационные компании, владеющие сетевой инфраструктурой и широкой клиентской базой. Тем более что условия для операторов складываются вполне благоприятные. По итогам первого полугодия 2000 года, рентабельными стали 73,5% предприятий связи, а убытки отрасли сократились вдвое. Впервые в лидеры темпов прироста бизнеса вышли операторы сотовой связи, поэтому закономерно, что их готовность к участию в ЭВБ оценивается выше, чем у операторов традиционной проводной связи.
Директор по новым технологиям и услугам компании «Мобильные телесистемы» Шагит Резников отметил, что средний ежедневный трафик передачи данных по протоколу WAP в сети компании вырос до 52 секунд, что составляет 18% усредненного объема голосового трафика в пересчете на одного абонента. Внедрение услуг с добавленной стоимостью в сотовой связи рассматривается как существенный стимул прироста прибыльности основного бизнеса. В связи с этим особого внимания заслужил доклад представителя компании «Международный Транзит Телеком» Николая Псурцева, посвященный новым предложениям по организации GPRS- и WAP-роуминга для российских сотовых компаний.
Сходную с «сотовиками» позицию отстаивают представители проводной связи, включая региональные компании. Владимир Лахтин из АО «Связьинвест» неоднократно подчеркивал, что фактор развития ЭВБ заключается в создании дополнительного трафика традиционных операторов электросвязи и повышении востребованности дополнительных услуг. Но именно в этом секторе выявились принципиальные различия в том, что относят к сфере ЭВБ игроки телекоммуникационного рынка и что хотели бы видеть в этом качестве руководители АДЭ и российских министерств.
Любопытные данные обнародовали сотрудники отраслевого института связи ЛОНИИС. Они провели выборочное интервью 19 региональных операторов электросвязи, имеющих высокие темпы экономического роста, на предмет выявления их интересов в сфере услуг электронной коммерции. Интервью показали, что семь операторов составили так называемую группу «реальных участников рынка» электронной коммерции, шесть операторов были отнесены к группе «потенциальных участников рынка» и еще шесть — к группе «пассивных» на этом рынке.
Генеральный директор группы компаний «Сэнди» из Нижнего Новгорода Александра Шарова постаралась дать более конкретные рекомендации, как вовлечь клиентскую базу альтернативного оператора связи (в частности, Internet-провайдера) в процесс предоставления и потребления услуг в области ЭВБ. Она заявила, что с точки зрения рынка ЭВБ самым перспективным сектором клиентской базы телекоммуникационного оператора могут быть абоненты, работающие по выделенным каналам Internet и потребляющие услуги Internet на сумму свыше 100 долл. ежемесячно. Самый перспективный сектор с точки зрения повышения доходности основного бизнеса телекоммуникационного оператора — это клиенты, работающие по коммутируемым линиям и имеющие множество точек доступа.