95% проектов дистанционного образования так и не дождались своих учащихся
Однако пока соответствующие технологии еще не отработаны, поэтому редко кому удается поступить, отучиться и получить диплом в виртуальном вузе. Обмен опытом в этой области состоялся на очередном семинаре РОЦИТ.
Вообще же дистанционное образование может использовать практически любую модель образования, и даже такую, которую трудно организовать и при очном обучении, например индивидуальный подход к учащимся. Впрочем, групповой способ обучения также не исключение, поскольку одним из компонентов обучения является общение между учащимися. Однако технология дистанционного обучения позволяет оценить первоначальные знания учащихся и разработать индивидуальную программу для каждого из них. В частности, по такому пути идет «Лаборатория цифрового права», которая до недавнего времени разрабатывала обучающие программы. Сейчас компания ведет несколько проектов дистанционного образования, для которых создана технология так называемой контентной сети. Для построения такой сети компания берет несколько учебников по заданной теме, разбивает их на фрагменты, посвященные только одному аспекту, а потом устанавливает связи между этими фрагментами. Такая понятийная сеть позволяет изучить не только сам учебный предмет, но и взаимосвязи между его частями.
В МИЭМ, где организован полный цикл дистанционного образования, студентам предоставлен доступ через Internet ко всем лекциям. При этом используется не только текстовая информация, но и анимация, и видеофрагменты |
Следует отметить, что дистанционное обучение хорошо интегрируется с очным образованием. В частности, в некоторых вузах планируют сокращение лекционных курсов, увеличивая при этом количество практических занятий и семинаров. В этом случае студент должен получать знания для решения практических задач из Internet. Поэтому важно, чтобы в Сети можно было найти соответствующую информацию. Так, в МИЭМ, где организован полный цикл дистанционного образования, студентам предоставлен доступ через Internet ко всем лекциям. При этом используется не только текстовая информация, но и анимация, и видеофрагменты, и даже моделирование экспериментов с помощью Java-стендов.
Андрей Хуторской из Центра дистанционного образования выделил три основные возможности, которые предлагает Internet для педагогики: комбинация очного и дистанционного образования; творческое отношение к работе с информацией; коммуникации различного уровня — внутри группы, института или даже по всему миру. То есть в общем случае дистанционное образование — это не альтернатива очному, а органичное его дополнение. При этом нужно обеспечить следующее: контроль знаний, оценку эффективности обучения, равномерную нагрузку на студента, рентабельность обучения и его законность.
Сейчас же дистанционным образованием пытаются заниматься различные организации: образовательные учреждения, производители обучающих программ и даже просто разработчики Internet-технологий. На семинаре отмечалось, что 95% проектов дистанционного образования так и не дождались своих учеников. Среди оплативших учебный курс 40% не завершили его. Причины этого — слабое распространение Internet, определенный психологический барьер и несовершенство методики обучения.