Компания создала надежную и гибкую платформу для создания и управления электронными услугами
Около двух лет назад компания Hewlett-Packard предсказывала: полезные и «интеллектуальные» электронные услуги (e-services) породят следующую волну возможностей развивать бизнес. И обратно: все больше и больше будет нужна надежная и гибкая программная платформа, которая позволит бизнесу меняться, расти и конкурировать. И вот теперь на конференции в Сан-Франциско HP объявила, что готова предложить такую платформу, представляя два гибких и полностью совместимых друг с другом программных пакета — HP Netaction и HP OpenView. Мероприятие запомнилось не только яркими сообщениями, но и интересными беседами с руководителями HP, прошедшими в режиме «один на один».
По словам Билла Рассела, вице-президента HP, ответственного за программные решения, компания ответила потребностям бизнеса, предоставив предприятиям и поставщикам услуг программные средства для того, чтобы легко разрабатывать, интегрировать, внедрять и эксплуатировать свои Web-услуги. Эта возможность опирается на обновленную совокупность программных средств, имеющую архитектуру, ориентированную на стандарты открытых систем и работу в среде многих ОС.
Кевин Килрой, еще один вице-президент HP, ответственный за промежуточное ПО (и еще недавно глава компании Bluestone Software), уверен, что, творчески интегрировав программные продукты Bluestone, HP вооружилась высоко конкурентным сервером приложений, базирующемся на независимых от конкретных поставщиков стандартах Java, J2EE и XML: «Мы расширили богатство возможностей среды HP Internet Operating Environment, предоставив инструментарий и инфраструктурную технологию, которые обеспечивают «бесшовную» интеграцию систем заказчика и его партнеров».
На первый взгляд, для того чтобы перейти от подобных заявлений к «конкретике», надо описать состав и назначение компонентов предлагаемых средств. Однако такая попытка, предпринятая сразу, уводит к деталям, изложение которых скрывает общую идею. А она состоит в том, чтобы иметь полный, универсальный, открытый (и т.д.) набор средств, обеспечивающих:
- представление моделей бизнес-процессов, «пользовательские» интерфейсы которых естественным образом сразу можно связать с реализацией поддержки соответствующих бизнес-функций (или функций конечных потребителей в этих процессах) ИТ-функциями;
- относительно простое программирование связки каждой пользовательской функции — для пользователя-индивида или для предприятия — с функциями других процессов;
- преобразование самых разных форматов интерфейсов пользователей и функций разных типов (от функций систем ERP до чисто потребительских действий, голосовых интерфейсов и телефонных протоколов, и т.д.);
- привнесение в разрабатываемую в таком стиле среду всех необходимых средств защиты информации, управления Internet-ресурсами, контроля за состоянием ресурсов компьютерной системы, а также новых, менее обременительных для человека средств доступа к инструментам управления;
- собственно средства управления как бизнес-процессами (их выполнением и развитием), так и ИТ-процессами в компьютерной системе.
В основе предоставляемых средств лежит пакет HP Netaction, качественно новая система инструментальных — в широком смысле — программных средств, полученная объединением новых для Hewlett-Packard и известных ранее, но получивших усовершенствование инструментов, и значительно обновленная система HP OpenView.
Основное назначение HP Netaction состоит в максимально быстрой разработке услуг, необходимых заказчику. Выделю лишь несколько характеристик средств HP Netaction. Основные средства разработки — J2EE и VisioXML. Обеспечивается совместимость со средой Microsoft .NET и рядом внешних стандартов на представление информации о сервисах и связанных с ними объектами (UDDI, SOAP, ebXML и др.). Важным и интересным является включение в HP Netaction компонента Process Manager и таких привнесенных благодаря приобретению Bluestone программных средств, как HP Bluestone Total-e-Server и HP Bluestone Total-e-Transactions.
Только лишь список новых версий модулей, включенных в HP OpenView, занимает полстраницы. В число возможностей включена полная поддержка новых средств, полученных интеграцией с программными продуктами Bluestone. При этом платформа OpenView, по данным самой HP, доминирующая на рынке систем управления электронными услугами и информационными ресурсами (компания сообщает, что с ее помощью ведется администрирование 70% всех устройств в Internet), станет названием обновленного расширенного пакета для систем управления информационными технологиями.
Эти программные пакеты включают в себя более 25 новых продуктов. В HP считают, что эти пакеты реализуют прогрессивную идеологию компании в области организации компьютерных систем, состоящую в том, что на базе электронных услуг создается целая экономическая среда (service-centric computing), в которой могут работать и развиваться организации самых разных размеров.
Контекст представления Netaction
HP давно и хорошо известна не только своим оборудованием (причем не только компьютерным), но и программными средствами, например, собственным вариантом ОС Unix (HP-UX), а также программными инструментами для управления распределенными ИТ-ресурсами — системой OpenView. Однако последнее время HP стала все больше выходить за рамки общесистемного ПО и «чистых» информационных технологий. Это движение происходило, на мой взгляд, по встречным направлениям, о которых стоит сказать.
Во-первых, известные инструменты системы HP OpenView, предназначенные для администраторов ИТ-ресурсов, получили новые функции и свойства инструмента руководителя информационной службы предприятия. Хочу обратить на это особое внимание: давно говорится о том, что «компьютерные» подразделения должны работать как полнокровные бизнес-единицы компании, что экономика информационной службы должна быть обоснованной, понятной и принятой другими подразделениями и предприятием в целом. И HP OpenView дает инструменты перехода от технического управления ИТ-ресурсами к поставке ИТ-услуг пользователям, к оценке и сопровождению таких услуг. Причем поставка и сопровождение этих услуг может осуществляться на основе их привязки к конкретным операциям бизнес-процессов, которые только и интересуют пользователей.
Во-вторых, HP стала активнее формировать подразделения, впрямую ориентированные не на технику и управление ею, а на законченные бизнес-решения для своих заказчиков. Имеются в виду подразделения управленческого консалтинга, ориентированные не на внедрение компьютерных систем или вычислительной среды только, а на создание того, что собственно и нужно заказчику — целостных систем, являющихся по сути действующей частью современного предприятия. Маттиас Леманн, европейский менеджер HP по развитию направления CRM, обратил внимание на то, что управление отношениями с заказчиками при этом не рассматривается как особый случай — как в любом проекте внедрения системы управления надо проводить полный цикл работ: анализ бизнеса предприятия в целом, моделирование, реинжиниринг бизнес-процессов, выбор и инсталляция ПО, обучение пользователей, сопровождение.
Движение в эту сторону диктовалось не только конкуренцией, но и здравым смыслом, который нашел свое отражение уже и в международных стандартах серии «Информационная технология». Так, стандарт ISO/IEC 12207 на процессы жизненного цикла программных средств, вступивший в действие в прошлом году в качестве ГОСТ Р, прямо говорит о необходимости реализовывать процессы создания программ в непосредственной связи с процессами построения и использования системы в целом, включающей бизнес-процессы, пользователей и любые компоненты, нужные для достижения тех целей, которые при ставятся при использовании системы.
В небольшой публикации нет возможности описывать компоненты новых пакетов и полностью излагать беседы с представителями руководства HP. (Надеюсь, будет возможность вернуться к этой теме и обсудить новые возможности директора информационной службы, которые появляются у него при использовании указанных средств, рассказать об очень интересном подходе Bluestone к созданию промежуточного ПО — многим покажется неожиданным даже самый общий смысл, вкладываемый разработчиками HP в термин middleware — и т.д.). Однако несколько фрагментов бесед все же здесь приведены.
Конечно, на рынке средств создания приложений и управления ими есть и другие значительные игроки и полезные инструменты. Но, по-моему, на новые продукты HP стоит обратить внимание.
Евгений Зиндер - директор фирмы «Группа 24», шеф-консультант журнала «Директор информационной службы». Ему можно написать по адресу ezinder@osp.ru
«Нам необходимо побеждать в борьбе технологий»
Из беседы с Джоном Капобиано, вице-президентом HP BluestoneЧасть наших специалистов и руководителей не очень хорошо знакома с компанией Bluestone. Не могли бы Вы немного рассказать о причинах ее слияния с Hewlett-Packard?
Со своей первой технологией для сервера приложений компания Bluestone вышла на рынок в октябре 1995 года. Так что Internet-бизнесом мы занимаемся уже давно. Если говорить о нашем общем подходе, то он состоит в том, что мы никогда ничего не обещали заранее. Мы просто выпускали на рынок свои продукты и доказывали их превосходство на практике. Например, мы первый раз предложили свои нынешние продукты на рынке в августе 1998 года, то есть за два года до того, как все поняли, насколько важно все это будет.
Bluestone — небольшая фирма, которая вынуждена была бороться с такими гигантами, как IBM, Sun, с другими тяжеловесами компьютерного рынка. А выигрывать у конкурентов мы можем только за счет того, что наша технология лучше. Нам необходимо побеждать в борьбе технологий. И надо сказать, мы очень горды тем, что нам это удается. Казалось бы, какая-то небольшая группа людей, но мы создаем действительно замечательные программные продукты!
Чего нам всегда не хватало — так это мощных дистрибьюторов, мощного брэнда, мощной команды партнеров, эффективных каналов сбыта, чтобы работать по-настоящему в глобальном масштабе. Теперь все перечисленное у нас есть. И теперь у НР есть замечательная технология, лучшая на рынке, проверенная на практике и подтвердившая свою эффективность в бизнесе, единственная в своем роде технология сервера приложений, означающая для пользователей возможность забыть про сбои в работе приложений.
Далее, надо сказать, что мы предлагаем электронные услуги как для внешних, так и для собственных пользователей. Это очень важный момент. Впечатляюще выглядят наши показатели по надежности и масштабированию. Мы предлагаем целую платформу ПО, платформу, на которой можно разворачивать приложения нового века.
«Речь идет о совершенно новом продукте»
Из беседы с Патти Азарелло, вице-президентом и генеральным менеджером подразделения HP OpenView
Что можно сказать о пакете OpenView как рабочем инструменте в самой HP?
В данном случае речь идет о совершенно новом продукте. Наиболее интересным примером его практического применения в Hewlett-Packard, по-видимому, можно считать его использование на сайте hp.shopping.com. Это наш крупный проект в области электронной коммерции для реализации нашей продукции через Сеть, такой крупный сайт розничной торговли. Так вот, он является одним из крупнейших пользователей HP OpenView, средства, применяемого для решения задач управления в подобной среде.
А в целом, в HP есть огромное количество мест, где используется OpenView и где мы хотели бы применить подход ITSM управления электронными услугами.
А как обстоит дело с новыми серьезными приложениями, подключенными к HP OpenView? Какие новые приложения включены в состав поддерживаемых с помощью модуля Vantage Point, скажем, за последние год-два?
Множество приложений, включая Broad Vision. Это, так сказать, один из важнейших партнеров для HP Open View. Кроме того, в областях управления отношениями с заказчиками и управления всей технологической цепочкой поставок мы уделяем особое внимание управлению приложениям для ведения бизнеса через Internet. Здесь мы сделали важное заявление по поводу Bluestone Application Management, по управлению приложениями Bluestone, и в перспективе планируем пополнять свой портфель.