События последнего десятилетия подготовили Россию к тому, чтобы стать одной из стран, определяющих развитие глобальных технологических рынков.

Значительные изменения в государственном устройстве и экономические реформы последнего десятилетия подготовили Россию к тому, чтобы стать одной из самых перспективных стран, определяющих развитие глобальных технологических рынков. В течение определенного времени России, безусловно, придется столкнуться с серьезными трудностями в формировании условий для развития бизнеса, однако она обладает столь высоким потенциалом, что, по мнению экспертов, вполне может вслед за Индией и Израилем стать местом ведения активных разработок в области ИТ.

Представители таких корпораций, как Sun Microsystems и Intel, наряду с посланцами ведущих российских ИТ-компаний приняли участие в состоявшемся в середине марта форуме, посвященном анализу возможностей России в данной отрасли, и пришли к выводу, что бизнес-климат в стране способствует развитию местных технологических компаний и благоприятен для иностранных инвестиций.

«Это очень непростой для нашей работы регион», — отметил, выступая на конференции «Российские информационные технологии: расширяя пределы возможного», Тревор Ганн, заместитель директора BISNIS (Business Information Service for the Newly Independent States — www.bisnis.doc. gov), группы Министерства торговли США, которая анализирует состояние экономики стран — бывших республик Советского Союза. За время, прошедшее с начала краха коммунистического режима в СССР, России пришлось столкнуться с огромными трудностями, преодолевая сложившееся в мире негативное представление о принятых в стране нормах ведения бизнеса.

По словам участников конференции, безудержное программное пиратство, неэффективная защита интеллектуальной собственности и стремление компаний скрыть полученные доходы, чтобы избежать чересчур тяжелого налогового бремени, привели к формированию атмосферы, в которой иностранным компаниям трудно было вести юридически законный и прибыльный бизнес.

И все же многие утверждают, что в России проделана значительная работа по обновлению законов, связанных с интеллектуальной собственностью, налогового кодекса и правил, касающихся иностранных инвестиций.

«В России множество талантливых людей, занимающихся математикой и информатикой, — подчеркнул Джейсон Хоровиц, менеджер программ подразделения Russian Engineering Software Systems Group корпорации Sun Microsystems. — Но если вы хотите эффективно использовать эти таланты, необходимо тщательно выбирать партнеров».

Sun начала в России работу над несколькими проектами около десяти лет назад, решив воспользоваться огромным потенциалом технических специалистов. Усилия Sun, однако, дали результат только спустя несколько лет из-за сложностей, которыми изобилует мир бизнеса в России.

Согласно отчетам BISNIS, новые законы о защите интеллектуальной собственности сейчас находятся на рассмотрении депутатов Государственной думы, а российское правительство планирует реализовать программы стимулирования и предоставить налоговые льготы для компаний, работающих в технологических областях.

Sun служит хорошим примером того, как иностранная компания может, несмотря на трудности, вести бизнес в России.

«Руководство Sun отказалось иметь дело с юристами и экспертами по проблемам управления и начало переговоры на уровне технических специалистов», — подчеркнул Хоровиц.

По его мнению, это помогло сформировать отношения доверия и взаимопонимания, к чему и стремились Sun и ее партнеры.

«Во многих случаях личные контакты положительно сказываются на результатах партнерства, — подчеркнул Хоровиц. — По мере усложнения работы возникает все больше проблем, но эти взаимоотношения помогают избежать недопонимания. Для американской стороны крайне важно не вмешиваться в работу российских творческих коллективов в мелочах.

Они используют совершенно иной подход к решению проблем, и во многом этот подход себя оправдывает. При этом важно, что российские специалисты не выполняют какие-то второстепенные работы, а вовлечены в создание основных решений Sun».

Как заметил Ганн, при коммунистическом режиме российские специалисты часто вели разного рода разработки, не заботясь об их будущей экономической ценности. Поскольку они не должны были думать о получении прибыли от проекта в короткие сроки, у них было больше времени на разработку и применение разнообразных методик решения научных и иных проблем к различным техническим задачам. Все это, наряду с традициями русской школы, дающей великолепное образование в области точных наук, убедило Ганна и Хоровица вслед за многими другими экспертами поверить в способность российских специалистов предложить нетривиальные, творческие подходы к разработке программных решений.

«Они безусловно обладают уникальным опытом в области разработки программного обеспечения, — убежден Томас Диффли из компании Merrill Lynch & Co. — По мере усложнения технологий это дает немаловажное преимущество».

Руководители зарубежных компаний высоко оценивают потенциал России, благодаря которому страна может повторить путь, пройденный такими государствами, как Индия и Израиль.

Эти государства накопили весьма значительный опыт в области программирования, а кроме того, создают продукты и услуги, которые используются на глобальном рынке.

Некоторые аналитики, выступавшие на конференции, подчеркивали, что использование возможностей российских разработчиков в том масштабе, как это происходит сейчас в Индии и Израиле, лишь вопрос времени.

Однако Диффли отметил, что России предстоит преодолеть еще немало трудностей, прежде чем она сможет на равных соперничать с такими странами, как Индия. Дело в том, что Индия обладает несомненными преимуществами: в частности, здесь более дешевая рабочая сила, больше людей владеют английским языком, правительство оказывает определенную помощь, а кроме того, среди руководителей американских компаний, работающих в области информационных технологий, немало индийцев. Они имеют возможность оказывать поддержку партнерским связям между американскими и индийскими фирмами и организовывать инвестиции в индийские компании из-за рубежа.

«Сейчас выходцы из России практически не представлены в руководстве американских компаний — в отличие от индийцев», — отметил Диффли.

Тем не менее значительные инвестиции из наиболее стабильной в России — добывающей отрасли обеспечили первые вложения средств в ИТ-компании, и теперь иностранные инвесторы могут последовать этому примеру.

Холдинговая компания ru-Net Holdings привлекла капитал иностранных и российских инвесторов к реализации одного из самых заметных проектов в стране. Ей сейчас принадлежат oZon — электронный магазин; Yandex — портал и механизм поиска; iXcelerator.com — фирма, нацеленная на работу на глобальном рынке информационных услуг.

«В России совершенно иной уровень конкуренции, чем в Америке, и здесь нет необходимости тратить огромные средства на маркетинг», — подчеркнул Виктор Паул, консультант совета директоров ru-Net.

Паул полагает, что ru-Net сможет добиться рентабельности в течение ближайшего года. Сейчас существенную долю доходов oZon составляют продажи за рубежом книг на русском языке по очень высоким для внутреннего рынка ценам, а технологии поиска Yandex считаются одними из лучших. Так, Google интегрировала некоторые из решений Yandex в свои собственные поисковые системы.

Компания IBS — одна из самых заметных на формирующемся в России рынке высоких технологий. Компания предлагает полный спектр ИТ-услуг, начиная от проектирования и установки компьютерных сетей до консалтинга.

«Получение значительных инвестиций и поддержка хороших связей с правительством в последнее время были важными движущими силами на рынке ИТ», — заметил Евгений Пескин, вице-президент IBS.

Как говорят представители российских ИТ-компаний, помимо рынка программного обеспечения и услуг в ближайшие годы возможен резкий рост рынка центров данных на базе серверов и широкое распространение ОС Linux в госучреждениях.

Евгений Шаблыгин, глава компании Jet Infosystems, занимающейся построением центров данных на платформе Unix, отметил, что сейчас во многих организациях используется огромное количество ПК, зачастую даже не объединенных в сеть.

В первой половине 90-х Hewlett-Packard развернула сложную сеть для обработки сделок на Московской межбанковской валютной бирже, а IBM внедрила систему резервирования железнодорожных билетов. Но это редчайшие примеры в стране, наводненной персональными компьютерами.

По мнению Шаблыгина, если российским системным интеграторам, специализирующимся на построении центров обработки данных, удастся сделать свои услуги популярными, в ближайшие годы это может стать залогом наибольших успехов на российском рынке.

Участники конференции отметили способность специалистов России творчески решать проблемы, опираясь на серьезную научную основу.

Хотя остается еще немало сложностей, страна начинает получать иностранные инвестиции, совершенствовать свою инфраструктуру, менять законодательство и играет все более заметную роль в мировой индустрии информационных технологий.


Рывок в мир новых ИТ

Что предпринять, если вы отстали, казалось бы, безнадежно? Лучше всего — сделать рывок. Мощный и неожиданный. В январе мне пришлось провести неделю в России и участвовать в целом ряде бесед с руководителями информационных служб компаний и специалистами по бизнес-стратегиям. Они делились со мной своими взглядами на задачи, которые им предстоит решать на своем месте по мере того, как государство осторожно прокладывает себе путь в океане свободного рынка. Конечно, расстояние, которое отделяет Россию и США, не позволяет судить об ожидающих их трудностях. Однако вблизи я смогла увидеть, какое на удивление удачное положение занимает сейчас Россия для мощного спурта.

Пожалуй, России предстоит пройти еще долгий путь, пока информационные службы завоюют популярность у конечных потребителей, но уже всем очевидно, насколько большое значение имеет установление соответствия инфраструктур информационных систем и бизнес-стратегий. Оптимизацией информационных систем по отношению к бизнес-стратегиям уже занимаются высококвалифицированные специалисты, причем стоимость такой работы составляет доли процента от стоимости аналогичных услуг, предоставляемых на Западе. Это имеет решающее значение для государства, которое стремится по целому ряду показателей сравняться с развитыми странами.

Существующая тенденция «обходить» бывшую Страну Советов как технологического аутсайдера, бесспорно, имеет под собой основания. До сих пор крайне мало число владельцев домашних компьютеров, а также тех, кто хотя бы выходит в Internet, — не говоря уже о том, чтобы пользоваться средствами Сети в работе или повседневной жизни. (Это объясняет, в частности, почему B2B-революция здесь будет предшествовать революции B2C.) Только за десять последних лет банки России в буквальном, а не в фигуральном смысле сменили счетные машины на компьютер, и только сейчас разворачиваются волоконно-оптические и спутниковые линии связи.

Эта недалеко ушедшая от первобытного состояния автоматизация в сочетании с наличием большого числа высококвалифицированных технических специалистов по информационным технологиям и составляет специфику России.

Возможность в одночасье отказаться от унаследованных инфраструктур, представляющих серьезную проблему для западных компаний и правительственных структур, позволит России быстрее, чем можно было бы предположить, встать в один ряд с передовыми в технологическом плане странами Запада. В некоторых областях резонно ожидать даже опережения, поскольку ничто не ограничивает российские компании в выборе новейших технологий. Они свободны в принятии решений и знают это. Вероятно, уже в скором времени страна сможет накопить достаточный потенциал ноу-хау и подготовить специалистов для того, чтобы на равных войти в систему глобальной экономики, — и в том, что касается информационных технологий, Россия сможет занять самые передовые позиции.

Патриция Киф