Незаинтересованные сотрудники ИТ-служб тлеют, а не горят на рабочем месте
Говорят, бывают такие сотрудники, которые, уходя из компании, забывают сообщить об этом ее руководству. Как считает Рени Эррингтон, партнер фирмы Ray & Berndtson, этот человек просто разочаровался в своей работе. Возможно, руководителям следовало бы приложить определенные усилия, чтобы вновь увлечь таких сотрудников, либо помочь им найти себе другое занятие.
Помните о тех, кто стал лишним
Современный бизнес порой ставит человека под угрозу потери связи с коллективом, а то и полного разрыва с ним.
«Когда компания переживает период реорганизации и увольняет большое число сотрудников, оставшиеся работники испытывают боязнь попасть под сокращение. Менеджерам следует об этом помнить», — сказала Эррингтон.
Эррингтон также отметила, что в результате слияния или приобретения другой компании происходит высвобождение рабочей силы, и эта своего рода стрессовая ситуация снижает у сотрудников интерес к выполнению своих служебных обязанностей. Тревога среди работников компании растет по мере того, как они все больше говорят о своих перспективах. Когда положение компании меняется, то, как отметила Эррингтон, «ранее определенный круг обязанностей сотрудников размывается».
Она подчеркнула, что чем дольше остается нерешенным вопрос о предстоящей реорганизации, тем больше сотрудников могут потерять интерес к работе.
Выявите незаинтересованных сотрудников
«Незаинтересованные сотрудники тлеют, а не горят», — заметила Эррингтон. В эту категорию часто попадают безупречные в прошлом работники, отдавшие все свои силы работе, которые в силу тех или иных причин оказались невостребованными.
«Эти люди чувствуют себя не у дел. Они не выполняют того объема работы, к которому привыкли», — полагает Эррингтон. По ее мнению, при отсутствии должной мотивации не добиться успеха в достижении профессиональных целей: «Человек становится равнодушным к своей работе».
Эррингтон указала на целый ряд признаков, по которым можно определить незаинтересованного сотрудника.
«Человек, который обычно принимал активное участие в совещаниях, больше не высказывает свою точку зрения. Или этот человек всегда был готов действовать в сложной ситуации, а теперь предпочитает отсиживаться в стороне. Руководители наверняка заметят такие резкие изменения в поведении сотрудника. Незаинтересованные сотрудники начинают задерживаться с перерыва на ланч или часто берут больничный», — сказала она.
Примите решение, стоит ли работать с такими сотрудниками
Даже в условиях, когда крайне сложно найти квалифицированных ИТ-специалистов, далеко не каждый сотрудник, потерявший интерес к работе, достоин того, чтобы за него держаться. «Если человек и раньше не отличался особой активностью, возможно, лучше расстаться с ним, — считает Эррингтон. — Но если этот сотрудник раньше имел хорошую мотивацию и всегда был ориентирован на результат, попытаться разрешить возникшие у него проблемы — лучше, чем его увольнять».
Поговорите с сотрудником
«Один потерявший интерес к работе специалист может разрушить моральный климат всего коллектива, — заметила Эррингтон. — Попытайтесь локализовать ситуацию. Не давайте ей выйти из-под контроля».
Если вы заметили, что сотрудник начинает терять интерес к работе, поговорите с ним с глазу на глаз. Менеджер не должен скрывать свою обеспокоенность, но нужно быть при этом максимально доброжелательным. Начиная разговор, отметьте изменения в поведении человека. Спросите, не связано ли это с какими-то домашними проблемами.
«Спросите, как сотрудник намерен решать возникшую проблему. Многие способны вернуться к нормальной работе, если услышат от своего шефа слова поддержки», — подчеркнула Эррингтон.
Крайне важен не только подход к сотруднику, но и то, что скажет руководитель. «Не стоит быть агрессивным и обращаться к сотруднику со словами: ?Чем ты, черт возьми, занимаешься?? Если проявить недоброжелательность или если сотрудник не ощущает востребованности, он может в свою очередь подумать: ?Зачем я буду напрягаться, если ко мне так относятся?».
Проанализируйте атмосферу в коллективе
Помимо внешних факторов, которые могут вызвать у сотрудников потерю интереса к работе, не менее негативную роль может сыграть и корпоративная культура.
«Если число незаинтересованных сотрудников растет, возможно, это симптом того, что в коллективе не все ладно, — подчеркнула Эррингтон. — В этом случае руководителю нужно попытаться изменить ситуацию. Постарайтесь изменить микроклимат в коллективе. Если ваши сотрудники добиваются поставленных целей и прекрасно работают, возможно, это позволит вернуть в коллектив сотрудников, потерявших интерес к работе».
Делайте конкретные шаги
Помимо бесед с глазу на глаз с разочаровавшимися в работе сотрудниками, Эррингтон советует предпринять конкретные действия.
«Хороший способ — повысить мотивацию. Специалисты по ИТ с удовольствием анализируют новые технологии и их возможности применительно к работе компании, — заметила Эррингтон. — Сотрудники должны также оценить степень риска, на который готова пойти компания к отношении новых технологий, и объем средств, которые придется потратить на их реализацию».
Эррингтон также советует попробовать другие методы возрождения интереса к работе. Руководители должны постоянно ставить перед своими подчиненными новые задачи, например ежегодно проводить ротацию кадров среди руководителей подразделений. А испытанные и проверенные методы управления позволят создать слаженный коллектив.