Хакеры в кино предстают в самых разных обличьях: среди них и примитивные клоуны, и гнусные злодеи, и чудаковатые гении, и герои-анархисты.
Многие, конечно же, помнят Мэттью Бродерика в роли хакера в фильме «Военные игры». Именно после этого фильма резко возросла популярность хакерства как своего рода хобби — по крайней мере, среди подростков. Однако это был не первый фильм о хакерах и далеко не последний.
Хакеры в кино представали в самых разных обличьях: среди них были и примитивные клоуны, и гнусные злодеи, и чудаковатые гении, и герои-анархисты. Со временем хакеры и движущие ими мотивы в реальной жизни изменились, то же самое случилось и с их экранными воплощениями. В более поздних фильмах они становятся менее реалистичными, более карикатурными, более злобными, способными выполнить любое самое бессмысленное и фантастическое задание.
Впрочем, во всех фильмах неизменным остается одно: хакеры изображаются как волки-одиночки, действующие самостоятельно в попытках сорвать (или, наоборот, осуществить) некий дьявольский план. Иногда хакеры выступают как воины, ведущие героическую битву в неведомых мирах, но чаще хакер по-голливудски — это шутовской, комический образ, введенный в сюжет для освежающего контраста.
Ниже приводится подборка фильмов, затрагивающих тему хакерства; по этим фильмам можно проследить эволюцию образа хакера в киноиндустрии, отражающую изменения во взглядах широкой публики на это явление.
1982: «Трон» (Tron)
Эта история намного опередила свое время. В фильме использовано понятие киберпространства как особого измерения, на фоне которого разворачивается конфликт между «хорошими» и «плохими» обитателями этой параллельной вселенной.
Компьютерный программист Кевин Флинн (Джефф Бриджес) разрабатывает исключительно популярную видеоигру, но его начальник крадет ее у него и затем увольняет с работы. Флинн пытается войти в мэйнфрейм компании, чтобы получить доказательства этого преступления. Системная программа безопасности обнаруживает его и переносит в киберпространство, где Флинн должен сражаться за жизнь с силами компьютерной безопасности.
Спецэффекты, нарисованные по кадрам вручную, представляли собой первый значимый опыт соединения компьютерной графики с «живыми» актерами. Эта кропотливая работа преподала миру кино важный урок: при создании спецэффектов проще использовать средства компьютерной графики, чем традиционные методы анимации.
Фильм провалился в прокате, но стал культовым среди продвинутых зрителей. Изображенный в нем виртуальный мир, уникальный и отличный от реального, а также сетевой универсум со свободно циркулирующими потоками данных за десятилетие предвосхитили популярность Internet. Триумф хакера-одиночки в напряженной борьбе с корпоративным злом выглядел как чувствительный удар по отторгающему человека истеблишменту в духе еще одного фильма тех лет — «Месть нердов» (Revenge of the Nerds).
1983: «Военные игры» (WarGames)
«Военные игры» познакомили с идеями хакерства новое поколение компьютерщиков как раз в то время, когда стали входить в моду домашние ПК. Фильм предупреждал о проблемах безопасности, неизбежных в системах, подключенных к модему (а позже — к Internet).
Мэттью Бродерик играет в фильме Дэвида Лайтмена — общительного, любознательного подростка, который, используя свой компьютер, модем и программу автоматического набора номеров, однажды подключается, как ему кажется, к серверу компании, разрабатывающей компьютерные игры. На самом деле он вошел в WOPR — систему командного центра управления ракетами с ядерными боеголовками в штате Колорадо, моделирующую военные игры в учебных целях. Когда Лайтмен начинает с компьютером игру под названием «Глобальная термоядерная война», военные принимают это за атаку противника и объявляют полную боевую готовность, намереваясь нанести ответный удар. Лайтмену удается предотвратить ядерную войну лишь с помощью создателя WOPR, ученого-отшельника.
Фильм не только впервые представил широкой публике хакеров-тинейджеров и используемые ими методы, но и запечатлел (а, возможно, и стимулировал) острый взаимный интерес, питаемый хакерами и военными друг к другу в своем неизменном противостоянии.
1985: «Настоящий гений» (Real Genius)
Представление хакеров как юных гениев, понимающих и почитающих технологию лучше, чем создавшие ее взрослые, — такова подспудная идея фильма. 15-летний вундеркинд по имени Митч Тейлор (его играет Гейб Джарретт) поступает в университет, где делит комнату в общежитии с еще одним молодым талантом, Крисом Найтом (Вэл Килмер).
Тейлор и Найт занимаются конструированием мощного лазера в рамках научно-исследовательского проекта, которым руководит один из университетских профессоров, однако позже выясняется, что профессор создает лазер для военных, которые планируют использовать его в качестве оружия. Нашим студентам удается взломать механизм управления лазером и полностью рассчитаться с профессором и его сообщником.
Фильм впервые предложил зрителям образ злодея, обманом вовлекающего талантливых хакеров в свои грязные делишки.
1992: «Тихушники» (Sneakers)
Прежде чем широкая публика узнала об этом, главным методом проникновения хакеров в системы, недоступные обычными путями, долгое время была психотехника — махинации по выманиванию у человека пароля или иной важной информации. «Тихушники» оказались первой картиной, иллюстрирующей эффективность такого метода, и к тому же первым фильмом о хакерстве, уделившим серьезное внимание роли средств шифрования.
Правительственные агенты набирают группу из нескольких экспертов по компьютерной безопасности во главе с бывшим радикалом и хакером Мартином Бишопом (Роберт Редфорд); их задача — заполучить таинственный «черный ящик» неизвестного происхождения и предназначения.
Как только Бишоп со своими товарищами достает прибор, выясняется, что его истинное назначение — взламывать шифры и преодолевать системы компьютерной безопасности. К тому же оказывается, что «правительственные агенты» на самом деле принадлежат организованной преступной группировке, планирующей использовать прибор для своих гнусных целей...
Новые фильмы о хакерах
В конце 80-х — начале 90-х годов движение хакеров получило еще более широкое распространение, и правоохранительные органы начали применять более строгие меры к хакерским группам, которые выкрадывали номера кредитных карточек и подключались к телефонным системам, получая возможность звонить бесплатно.
В середине 90-х широкую огласку получил ряд хакерских атак на Internet. После этого мы увидели нескольких киношных хакеров, рискнувших взяться за более сложные роли.
Однако почти все фильмы на компьютерные темы по-прежнему оставались банальными мелодрамами, а хакер постепенно превратился из «хорошего парня» из комиксов в «плохого».
Пожалуй, трудно придумать что-либо примитивнее злодеев из картин о Джеймсе Бонде; недалеко ушли от них и зловещие персонажи фильма «Сеть». В «Тихушниках» в этом отношении есть хоть какое-то разнообразие, здесь образы хакеров проработаны более тщательно, они более неоднозначны, чем те карикатуры «Золотого глаза» и «Сети», выпущенных тремя годами позже.
Итак, хакер перестал быть просто безобидным персонажем, проделывающим фокусы в духе Эдди Мерфи; теперь перед нами предстала мрачная личность, антигерой, способный причинить немалый вред.
Иногда кинохакеры оказывались вовлечены в неблаговидную деятельность против своей воли, в других случаях они принимали в ней живейшее участие; соответственно менялось и отношение широких масс к этому андеграунду — для них это были то не внушающие доверия заговорщики, то симпатичные поборники правого дела.
1995: «Золотой глаз» (GoldenEye)
Джеймс Бонд, всегда опережающий свою эпоху в технологическом отношении, в этой серии вступает на территорию хакеров. Согласно сценарию, Бонд сражается с противниками из постсоветского мира: русской мафией и коррумпированным высокопоставленным офицером, которым помогает не в меру тщеславный русский хакер. Хакер, бывший программист из центра управления космическим оружием, расположенного в сибирской глуши, помогает мафии украсть напичканный электроникой боевой вертолет и спутниковое оружие, способное разрушать компьютеры на расстоянии в сотни миль.
Как и в остальных фильмах «бондианы», злодеи в высшей степени коварны, и русский хакер в их рядах символизирует новый вид угрозы в эпоху информационных войн.
Фильм впервые показал «плохого» хакера на службе в стане врага, возможно, как намек на реальный случай 1986 года, когда хакеры ГДР, работавшие на КГБ, проникли в системы американского военного ведомства.
1995: «Хакеры» (Hackers)
Это был первый фильм, полностью посвященный изображению сообщества хакеров. Он рассказывает о разношерстной группе юных дарований, оказывающихся причастными к преступному плану главного злодея, который вымогает крупную сумму денег, угрожая запустить жуткий компьютерный вирус. Хакеры вынуждены спасаться от преследующих их федеральных агентов и одновременно пытаются сорвать зловещий замысел.
Хотя хакеры показаны в фильме как весьма искусные в своей области специалисты, они не отличаются особой интеллектуальностью; мы видим, как они наобум внедряются в чужие системы просто от скуки — извечный мотив многих подростковых подвигов.
Зрители впервые познакомились с подробностями частной жизни хакеров, например с тем, как они выбирают себе псевдонимы, а также с чувством общности, которое придает им нелегальное положение. Это был, наконец, первый фильм с хакером-девушкой — ее роль сыграла Анжелина Джоли (неудивительно, что она стала объектом вожделения для многих хакеров в реальной жизни).
1995: «Сеть» (The Net)
По мере того как в компьютерах сосредоточивается масса информации личного характера, все более серьезной становится проблема «кражи личности», особенно для главной героини этого фильма. Анжела Беннетт (Сандра Баллок) — высококлассный специалист по компьютерам, она работает на дому и страдает агорафобией; за несколько часов до отъезда в отпуск Анжела получает странную программу от приятеля, которого знает только по общению через Internet. Узнав позже о таинственной гибели своего друга, она догадывается, что причиной тому могла стать секретная информация, скрытая в программе.
Когда убийца обнаруживает, что Анжела завладела программой, он полностью изменяет ее личность, создав тщательно продуманное электронное криминальное досье на ее имя. Анжела вынуждена скрываться от властей, считающих ее опасной преступницей; она должна выяснить, что означает информация, содержащаяся в программе, и доказать свою невиновность прежде, чем ее найдут.
Голливудские хакеры, как правило, не слишком походят на своих реальных сородичей. «Сеть» демонстрирует несколько классических примеров заблуждений насчет того, что хакеры могут абсолютно все, скажем, выкрасть данные из удаленных компьютеров, не подключенных к сети. Так, насколько мы можем судить, героине Баллок удалось уместить на обычной 1,4-мегабайтной дискете чуть ли не гигабайт данных.
Как это часто бывает со многими фильмами, озабоченными «высшими идеями», ни режиссер этой картины, ни сценаристы, ни актеры, похоже, не знают, как пользоваться компьютером. Для них, вероятно, не существует разницы между IP и PI, и это, в общем, становится забавным. Что явно не входило в намерения авторов.
1999: «Матрица» (The Matrix)
В этой картине, выпущенной в канун XXI века, страх перед компьютерами, правящими миром, принимает еще более мрачную окраску, чем это было в фильме «2001: космическая одиссея».
Томас Андерсон (Киану Ривз) ведет двойную жизнь. Днем он работает администратором компьютерной сети в крупной корпорации, а ночью его alter ego — отъявленный хакер Нео — вступает в свои права и проводит долгие часы в виртуальном мире.
Однажды Нео сталкивается там с хакером, действующим под именем Морфеус. Нео соглашается встретиться с Морфеусом, надеясь поучиться у профессионала чему-то новому по части хакерства, но затем обнаруживает, что Морфеус на самом деле является главой подпольной группировки, которая ведет борьбу за контроль над искусственным существованием, которое мы ошибочно принимаем за реальность.
Морфеус и его команда нуждаются в Нео, чтобы сражаться с еще более грозной опасностью, чем федеральные агенты: это зловещий программный «агент», который может убивать, используя лишь свой разум. Философские и библейские подтексты фильма отражают неоднозначное отношение общества к стремительному распространению технологий во всех областях жизни.
2001: «Опасная правда» (AntiTrust)
Тема этого фильма — хакер как корпоративный «сторож», причем многие идеи заимствованы из других фильмов о хакерах.
В день окончания колледжа Мило Хоффман (Райан Филипп) получает от главы крупной корпорации, миллиардера Гэри Уинстона (Тим Роббинс) приглашение на работу в компанию. Но лишь после того как Хоффман приступает к работе над проектом Уинстона — сетью сверхчувствительных спутников связи, он начинает понимать, что Уинстон использует спутники для слежки за своими конкурентами.
Безжалостно расправляясь со всяким, кто пытается помешать завершению проекта, Уинстон убивает одного из приятелей Хоффмана по колледжу. И тогда Хоффман, используя все свое мастерство хакера, намеревается завладеть контролем над спутниками и сорвать планы Уинстона по вытеснению конкурентов из бизнеса.
Хотя фильм не пользовался успехом у зрителей, он знаменателен тем, что предложил новый поворот в классической теме: корпорации нанимают искусных хакеров, и скромный герой сражается с магнатом-злодеем и его империей (в данном случае — завуалированный намек на Microsoft).