Рост популярности Internet породил новые методы ведения бизнеса. И по мере того, как тяга бизнеса к использованию Internet будет расти, Linux будет играть все более важную роль. Так считают в компании Caldera.
Рэнсом Лав: «Реализация нашей стратегии, направленной на то, чтобы сделать Linux альтернативной бизнес-платформой, в первую очередь базируется не на самой технологии, а на возможности создавать с ее помощью безопасную бизнес-инфраструктуру» |
В мае формально завершился процесс приобретения Caldera двух подразделений компании SCO — Software Server и Professional Services, о котором было объявлено еще в августе прошлого года. Образовавшаяся в результате Caldera International стала крупнейшей в мире Linux-компанией. Глеб Саградов взял интервью у ее генерального директора Рэнсома Лава во время его недавнего европейского турне.
Чем было продиктовано решение купить Unix-бизнес у SCO?
Caldera поставила перед собой цель сделать Linux альтернативной бизнес-платформой на базе архитектуры Intel. Стремление ускорить этот процесс и получить в свое распоряжение необходимую глобальную инфраструктуру, которая уже создана для Unix-платформы, было одной из главных причин покупки подразделений SCO. В результате Caldera стала крупнейшей Linux-компанией, имеющей 18 офисов во всем мире, что позволяет вести бизнес в 82 странах. Инфраструктура очень важна для развития бизнеса, особенно сейчас, когда из-за ухудшения экономической ситуации многие компании ограничивают количество поддерживаемых платформ, наличие же глобальной инфраструктуры помогает продуктам Caldera войти в их число.
Кроме того, мы сознавали, что ОС Linux преимущественно продавалась как фронтальный Web-сервер, обеспечивающий хорошие возможности для работы с Internet и создания сетевой инфраструктуры, а также поддержку новых приложений и аппаратного обеспечения. В то же время ОС Unix, которую отличают надежность, масштабируемость, безопасность и высокая производительность, традиционно использовалась в качестве сервера для корпоративных баз данных. Покупка Unix-компании давала нам возможность объединить «энтузиазм» Linux с ядром Unix, создав привлекательную для корпоративных пользователей единую бизнес-платформу, масштабируемую от тонких клиентов до центров данных. Кроме того, это позволило предложить единую среду для широко распространенных приложений, разработанных на основе индустриальных стандартов.
Мы также понимали, что SCO имеет самую большую инсталлированную базу пользователей, и под ее платформу создано наибольшее количество бизнес-приложений, в то время как приложений для Linux разработано еще недостаточно.
С пользовательской точки зрения Linux и Unix имеют хорошие возможности для синергии. Unix представляет собой гораздо более масштабируемую платформу, чем Linux. В то же время многие Linux-приложения приобрели широкую популярность. Поэтому для пользователей обеих платформ их объединение означает не только сохранение уже имеющихся приложений, но и возможность работать с новыми.
Как вы собираетесь претворять в жизнь свою стратегию, в соответствии с которой Linux должна стать альтернативной бизнес-платформой?
Думаю, что будущее рынка операционных систем связано с Internet. И в этом смысле у объединенной платформы Linux/Unix есть прекрасные перспективы, потому что в ее основе лежат открытые стандарты и методика разработки на основе открытых кодов. Все это обеспечивает нашим продуктам необходимую гибкость, позволяя удовлетворить нужды различных пользователей, работающих в сетевой среде. В конечном итоге распространение Internet обусловливает рост числа тонких клиентов и тонких серверов, а также традиционных серверов и центров данных, которым необходима надежная ОС. С другой стороны, наличие Volution, единой системы администрирования для Linux и Unix, позволяет эффективно использовать эти платформы: ими можно управлять централизованно с помощью привычного для пользователей интерфейса на основе браузера, обеспечивая при этом необходимый для бизнеса уровень безопасности, легкость развертывания и загрузки обновлений.
Таким образом, реализация нашей стратегии, направленной на то, чтобы сделать Linux альтернативной бизнес-платформой, в первую очередь базируется не на самой технологии, а на возможности создавать с ее помощью безопасную бизнес-инфраструктуру, которой будет легко управлять и развертывать в ней новые приложения. Этого мы надеемся достичь за счет объединения после покупки подразделений SCO партнерских каналов, пользовательской базы и приложений.
Долгое время считалось, что Linux способна привлечь только энтузиастов-экспериментаторов. С какого времени в Caldera начали рассматривать эту ОС как перспективную платформу для бизнеса?
Caldera с момента своего основания в октябре 1994 года всегда ориентировалась на бизнес-пользователей. Однако нам потребовалось семь лет для того, чтобы получить в свое распоряжение ресурсы, позволившие приобрести бизнес SCO и создать необходимую для дальнейшего развития инфраструктуру.
Многим известна компания Red Hat, однако, пожалуй, не все знают, что мы являемся ее партнером. В свое время Red Hat провела фундаментальную работу по созданию технологии IPN, однако в «чистом виде» ее нельзя было применить. Наши инженеры перепроектировали ее, и мы заплатили Red Hat за разработку улучшенной IPN. Затем включили эту технологию в наш продукт Caldera Network Desktop.
Этим примером я хочу еще раз подчеркнуть, что наша компания никогда не занималась и не была заинтересована просто в дистрибуции Linux. Нас интересовало постоянное улучшение операционной системы с тем, чтобы сделать ее привлекательной бизнес-платформой. Поэтому мы всегда ориентировались на создание бизнес-решений на ее основе, вносили необходимые для корпоративных заказчиков усовершенствования, производили локализацию и т. д. И сегодня индустрия готова принять наши предложения.
Каково нынешнее положение Caldera на корпоративном рынке?
Сегодня (после приобретения бизнеса SCO. — Г.C.) доля Caldera на таких вертикальных рынках, как рестораны быстрого питания, гостиничный и фармацевтический бизнес, составляет от 30 до 70%. Мы уверены, что нам удастся расширить свою долю не только в этих сферах, но и во многих других, поскольку эксплуатация Linux обходится дешевле. Кроме того, продукты Caldera позволяют создавать законченные решения, в которых нуждаются компании, имеющие большую сеть филиалов и стремящиеся построить сетевую среду с возможностями централизованного администрирования удаленных офисов.
Какие линейки продуктов являются для Caldera приоритетными?
Создавая новую компанию Caldera International, мы выделили три бизнес-направления, которые играют важную роль в реализации нашей стратегии.
Задачей группы продуктов для разработчиков является создание бизнес-решений для независимых производителей ПО: такие продукты, как Development Workstation и другие инструментальные средства, помогут им более эффективно разрабатывать коммерческие приложения под Linux на основе открытых стандартов, используя как технологию открытых кодов, так и традиционную. В эту же группу входит подразделение профессиональных услуг, которое оказывает помощь в развертывании и настройке программно-аппаратных решений с учетом потребностей пользователей.
Группа серверных продуктов занимается развитием и поддержкой линеек Open Linux, Open Unix (следующее поколение UnixWare), Open Server (сегодня инсталлированная база этой ОС превышает 2 млн. серверов, а количество приложений под нее исчисляется тысячами) и AIX 5L (разрабатываемый совместно с IBM 64-разрядный вариант Unix для процессоров Itanium).
Еще одно подразделение занимается продвижением систем администрирования Volution и Volution Online. С помощью этих продуктов можно производить централизованное развертывание систем и обновление версий ПО, а также устанавливать «заплатки» для исправления ошибок. Этот рыночный сегмент обладает большим потенциалом роста — ведь администрирование любого продукта для Linux можно осуществлять с помощью интерфейса Volution.
Какой функциональностью, на ваш взгляд, будут обладать операционные системы в будущем?
Ключевые качества, необходимые для успеха любой ОС, — гибкость, легкость обслуживания и настройки для решения задач конкретного пользователя. Для Caldera основным компонентом в создании такой инфраструктуры выступает технология Volution: она предоставляет пользователям возможность персонифицированной настройки и обеспечивает необходимую сетевую функциональность. Мы очень активно развиваем это направление, стремясь максимально облегчить процесс развертывания и обслуживания не только самой ОС, но и пользовательской надстройки над ней — приложений.
В последнее время весьма важной становится поддержка кластеризации. Caldera имеет богатый опыт в развитии этой технологии, и мы будем ее совершенствовать, расширяя спектр поддерживаемых аппаратных платформ. Так, мы связываем будущее развитие в этом направлении с поддержкой архитектуры IA-64.
Еще одним важным моментом является использование открытых кодов в таких сферах, как развертывание, разработка и администрирование Internet-инфраструктуры для создания среды, обеспечивающей эффективное ведение бизнеса.
С кем сегодня конкурирует Caldera?
Caldera всегда конкурировала с Red Hat, которая имеет известный брэнд и свою нишу. Однако мы никогда не ориентировались на тот сегмент, в котором она работает. Возраст 72% ее пользователей — от 16 до 21 года. Мы же нацелены на корпоративных заказчиков и сегодня имеем все условия для того, чтобы обеспечить их достойной внимания альтернативной бизнес-платформой: технологию, глобальную инфраструктуру, партнеров и реселлеров.
С точки зрения бизнес-платформы основным конкурентом для нас является Microsoft, поскольку это единственная компания (не считая Caldera), чьи решения могут масштабироваться от тонких клиентов до уровня центров данных на архитектуре Intel.
Каким, на ваш взгляд, будет положение Windows и Linux на рынке в ближайшие годы?
Microsoft доминирует на рынке программного обеспечения, она будет играть на нем значительную роль и в дальнейшем. Когда я начинал работать в компьютерной индустрии в 1981 году, почти все говорили о том, что мэйнфреймы вскоре будут полностью заменены ПК. Однако мэйнфреймы живы до сих пор, они продолжают использоваться крупными компаниями, хотя в наше время доминирующей платформой являются ПК.
Нечто подобное происходит и сейчас. Рост популярности Internet породил новые методы ведения бизнеса. И с точки зрения «совместимости» с Internet у Linux значительное преимущество перед Windows. По мере того как тяга бизнеса к использованию Internet будет расти, Linux будет играть все более важную роль. Именно эта ОС позволяет создать надежную, эффективную и экономичную Internet-инфраструктуру, а также дает возможность легко ею управлять. В качестве примера можно привести растущую популярность Internet-совместимых тонких клиентов — ведь ресурсы многих настольных ПК сейчас используются лишь на 5-10%. Сегодня в тонкие клиенты, тонкие серверы и даже мобильные устройства все чаще встраивается Linux. А технология Volution позволяет управлять тысячами Linux-устройств. Любая крупная компания, в которой на компьютерах установлена Windows, может безболезненно перейти на Linux и использовать технологию Win for Lin, которая помогает запускать необходимые Windows-приложения. Конечно, популярность Linux не означает, что эта ОС заменит Windows на уже используемых настольных ПК. Однако рост популярности Internet и распространение приложений с интерфейсом на базе браузера будут способствовать тому, что Linux начнет вытеснять ее с новых ПК.
Может ли повсеместное распространение Linux, согласно стратегии Caldera, создать новую монополию на рынке ПО?
Думаю, нет, потому что мы используем технологию разработки на основе открытых исходных кодов.
А с какими производителями ПО сотрудничает Caldera?
Мы традиционно поддерживали тесные контакты с Oracle, Informix, Progress Software, Sybase и другими производителями баз данных и корпоративных приложений, проверяя совместимость своих продуктов. Кроме того, намерены сотрудничать со всеми этими компаниями в области совместного продвижения наших продуктов.
Весьма плодотворно идет сотрудничество с Sun. Некоторых это может удивить, и наверняка не все знают, что Sun является одним из инвесторов Caldera. Мы верим в потенциал Java как среды разработки приложений для электронного бизнеса. Caldera — единственная компания, обладающая лицензией на Java под Linux. В то же время нашим партнером является и Intel. Как Sun, так и Intel заинтересованы в поддержке со стороны Java платформы IA-64, но будучи конкурентами, не очень доверяют друг другу. Поэтому тесное партнерство с обеими компаниями и наличие необходимых ресурсов обеспечивают Caldera возможность заниматься оптимизацией Java для платформы IA-64.
Какие новые продукты планируется разработать для систем на базе Itanium?
В первую очередь мы намерены выпустить продукты линейки Open Linux, которые позволят создать среду разработки приложений на первом этапе развертывания 64-разрядных платформ на базе Itanium. Однако мы уже готовим свои предложения и для систем на базе процессоров McKinley, которые появятся позже.
На чем основана бизнес-модель вашей компании?
Caldera International ориентирована на разработку и продажу законченных продуктов и решений, а не просто на создание и совершенствование технологий. Ведь корпоративным заказчикам нужны решения, а не технологии как таковые.
Другой составляющей нашей бизнес-модели является то, что сама компания предоставляет конечным клиентам только сервисные услуги, а все продажи осуществляются через партнеров, потому что мы не хотим конкурировать с бизнесом реселлеров и поставщиков решений, которые создают добавочную стоимость нашим продуктам, удовлетворяя конкретные потребности клиентов.
Какие ресурсы Caldera направляет на разработку новых продуктов и на маркетинг?
145 инженеров в компании заняты только разработкой продуктов. Это довольно большая доля по отношению к общей численности сотрудников. Однако на маркетинг мы тоже тратим немало средств. Ведь наиболее важной составляющей рыночной стратегии Caldera как Linux-компании является именно маркетинг, а не технология как таковая. И сегодня наша главная маркетинговая задача — показать рынку, что у Linux действительно есть все необходимые предпосылки для того, чтобы стать альтернативной бизнес-платформой. И мы по-прежнему намерены выделять много средств на маркетинг, так как уверены, что эти инвестиции вернутся в качестве прибыли, когда корпоративные пользователи признают Linux в качестве альтернативной бизнес-платформы.
На рекламу и продвижение Linux во всем мире Caldera уже потратила около 15 млн. долл. И естественно, мы рассчитываем вернуть эти деньги. Если пользователи хотят получить в свое распоряжение надежную, эффективную и экономичную бизнес-платформу, они должны платить за созданную для ее поддержки инфраструктуру, а также за рекламу и маркетинг, обеспечивающие ее продвижение. Иначе этой платформы просто не будет.
Почему вы уверены, что ставка на открытые коды позволит компании получать прибыль?
Я считаю, что успех использования открытых кодов зависит от модели разработки. Эта технология стимулирует появление множества превосходных нововведений и ускоряет процесс разработки, поскольку можно использовать лучшие идеи, предложенные разными людьми. Однако это не означает, что модель закрытой разработки программного обеспечения плоха. Ее мы тоже применяем — то есть наша модель разработки сочетает оба этих подхода, позволяя получить наибольший эффект от их комбинированного применения и создавать продукты на базе признанных в индустрии стандартов и технологий. Поскольку Caldera — это Linux-компания, в основе ее модели разработки ПО, естественно, лежат открытые коды. Однако чистое использование этого подхода с «хаотичной» разработкой и без необходимого контроля не позволило бы нам иметь долговременный план развития и выпуска продуктов, без которого просто невозможно вести бизнес. Поэтому для каждого нашего проекта мы определяем направление движения, а независимые разработчики предлагают свои идеи для решения поставленных задач.
Реализация стратегии Caldera, нацеленной на то, чтобы обеспечить компании альтернативной платформой для ведения бизнеса, позволит нам сделать технологию открытых кодов жизнеспособной — мы рассчитываем получать прибыль благодаря разработке с ее помощью продуктов, дающих возможность более эффективно решать проблемы корпоративных заказчиков.