Со временем телевизор превратится в компьютер, а компьютер будет интегрирован в телевизор

Корпорация Microsoft наконец завершила реализацию своего телевизионного проекта. Теперь ее ПО может работать в телевизионной кабельной сети. Шесть лет прошло после сообщения о начале проектирования программной платформы для поставщиков услуг кабельного телевидения, работающих в различных странах, от США до Китая. И вот крупнейший производитель ПО еще раз подтвердил свою репутацию. Приложения Microsoft уже установлены на серверах нескольких телевизионных кабельных сетей. С их помощью компании предоставляют клиентам, подключенным к соответствующим службам, набор телевизионных услуг, ориентированных на приставки.

Однако выпуск этого продукта не мог не сопровождаться усилением конкурентной борьбы в индустрии развлечений и соответствующих технологий.

По словам старшего вице-президента Microsoft TV Джона Деваана, компания уже по крайней мере дважды упускала шанс возглавить список производителей, приступивших к испытаниям своих интерактивных телевизионных платформ в США и Европе, а реализация многих проектов слишком затянулась. Представители AT&T заявили об отказе от совместной с Microsoft разработки ряда телевизионных систем. Однако Деваан не стал вдаваться в подробности скользкой темы и предпочел обратить внимание на новые функции платформы, развернутой уже в трех кабельных сетях.

В Португалии корпорация представила новую высокоскоростную интерактивную телевизионную систему. Телезрители страны первыми в мире получили доступ к службам, построенным на базе сервера Microsoft и телевизионных приставок производства компании Octal Engenharia de Sistemas. Теперь возможности пользователей заметно расширились: от временной приостановки прямых трансляций до доступа к банковским счетам при помощи смарт-карт.

Крупнейший мексиканский кабельный оператор Cablevision проводит масштабные испытания программного обеспечения Microsoft TV на телевизионных приставках Motorola. В случае успешного их завершения до трети абонентов сетей кабельного телевидения получат доступ к аналогичным услугам. Израильский поставщик кабельных телепрограмм Matav Cable Systems Media также согласился использовать платформу Microsoft.

Эти новости наверняка порадуют тех, кто уже давно хотел бы подключиться к интерактивной телевизионной сети своего местного оператора. Задача, стоящая перед разработчиками программ, гораздо сложнее. Ведь им придется адаптировать свои системы к ПО, предлагаемому Microsoft и конкурирующими с ней компаниями.

«Сегодня разные операторы кабельного телевидения используют различные приложения и операционные среды, — отметил старший продюсер компании Video Free America Морис Якобсен, разрабатывающий интерактивное информационное наполнение для корпорации Discovery Communications. — На классификацию и анализ функциональности новых платформ для разработки мы потратили массу времени».

По словам Деваана, в конце концов каждый телевизор превратится в компьютер, а компьютер будет интегрирован в телевизор. Технология уже готова к использованию, рекламодателей привлекают те финансовые возможности, которые она сулит, а операторы кабельных сетей ждут того, кто сделает первый шаг. Стимул для Microsoft очень велик. Телевизионная платформа, построенная на базе операционных систем Windows CE и Windows 2000, тесно интегрирована с Internet и хорошо вписывается в концепцию Microsoft .NET, в соответствии с которой доступ к Web-службам должен получить пользователь каждого устройства.

«Телевидение — очень важная составная часть мечты потребителей о подключении к цифровым службам в любой момент, независимо от их местонахождения», — подчеркнул Деваан.

Платформа уже готова к доставке электронной почты, пересылке банковской информации, выполнению функций календаря и просмотру Web-страниц. Если Microsoft удастся привлечь разработчиков третьих фирм к созданию служб для своей телевизионной платформы, интерактивные телевизионные программы можно будет принимать на PDA и настольных ПК.

Однако конкретная роль поставщиков кабельных услуг, создателей информационного наполнения и разработчиков Web-служб в проекте Microsoft, предусматривающем подключение пользователей популярных телевизионных приставок к интерактивным службам, пока остается неясной. Настойчивое стремление корпорации продвигать свою технологию в США через AT&T пока не увенчалось успехом. Два года назад Microsoft вложила в телефонного гиганта 5 млрд. долл., но планы развертывания нового программного обеспечения на 10 млн. телевизионных приставок так и остались нереализованными. Более того, в сентябре 2000 года AT&T подписала с конкурирующей компанией Liberate договор на разработку оригинальной платформы, специально предназначенной для крупнейшего поставщика кабельных услуг.

Microsoft, по словам ее представителей, всегда была готова к тому, что AT&T начнет тестировать другие платформы. Но задержка обусловлена еще и тем, что другие американские кабельные операторы мало-помалу начинают отвоевывать себе часть рынка. В The New York Times особо отмечается, что AT&T отказалась от сложной телевизионной платформы Microsoft, отдав предпочтение менее масштабной технологии. В Microsoft не подтвердили эту новость, однако Деваан заявил, что здесь корпорация точно так же, как и в любом другом виде бизнеса, вынуждена проявлять осторожность. В разработку совместного с AT&T проекта было вложено слишком много средств.

В то же время Microsoft продолжает искать и других партнеров. И первым шагом к такому сотрудничеству должно стать освоение высокоразвитого европейского рынка. Некоторые интерактивные и Internet-службы разрабатываются совместно с французской компанией TAK, которая выпускает телевизоры, оснащаемые ПО Microsoft. Аналогичные шаги предпринимаются и в других странах.

«Конкуренция в этой сфере чрезвычайно велика, — подчеркнул Деваан. — Но нам удалось создать очень хорошую службу. Наши продукты поставляются уже сейчас, и мы занимаем на рынке вполне конкурентоспособную позицию».


Internet: поколение Х

Компания Forrester Research с большой помпой объявила о безвременной кончине Web. Принимая во внимание, как часто Internet-компании стали терпеть крах, этой новости можно было бы особо и не удивляться — если забыть о том, что именно Forrester в течение нескольких последних лет усердно пропагандировала исключительно активное развитие Всемирной Паутины.

По всей видимости, за этой декларацией Forrester стоит нечто большее, чем просто попытка вовремя соскочить с подножки поезда, несущегося в никуда. В определенном смысле опытнейшая исследовательская фирма демонстрирует высший пилотаж аналитического бизнеса: на горизонте отмечается новая грандиозная цель, на которой должна сконцентрироваться отрасль, этой цели дается удачное название, и тут же появляются прогнозы с обилием нулей, бросающие инвесторов и предпринимателей в сладостный трепет. Вслед за искусственным нагнетанием ажиотажа всегда наступает пора поиска виновных, и здесь компании, занимающиеся исследованиями рынка, традиционно оказывались самой легкой мишенью. Безусловно, Forrester, GartnerGroup, International Data Corp., Jupiter Research и их многочисленные коллеги извлекли немало выгод из бума вокруг Web, в зарождении которого им же принадлежит ключевая роль. Предприниматели ждали благословения от аналитиков, которое поддержало бы их в поисках источников начального финансирования, и они получили такое благословение. Щедрые прогнозы оборачивались большими деньгами; все были довольны.

Однако по мере того как некогда благоденствовавшие секторы отрасли постепенно приходят в упадок, эти прогнозы — и делавшие их аналитики — начинают выглядеть все более сомнительно. Так что не стоит удивляться тому, что Forrester решила поставить крест на Web и переключиться на какое-нибудь новое, более перспективное направление исследований. В конце концов, мрачные прогнозы — не самое прибыльное (и не самое веселое) занятие.

Карл Хоу, директор программы исследований Forrester Research, смотрит на это немного иначе. Он поясняет, что, говоря о «кончине» Web, имеет в виду скорее замедление, а не необратимый распад. Более того, подчеркивает он, «наша модель бизнеса не требует от нас чрезмерного пиетета в отношении какой-либо конкретной технологии или компании».

Хоу утверждает, что Web не может остановиться в своем развитии только потому, что появится более совершенная технология. В Forrester и в других аналитических компаниях по-прежнему уверены, что число посетителей Web и расходы на электронную коммерцию еще какое-то время будут расти.

Так что же идет на смену Web? В самой Forrester называют это X Internet. Новая концепция исходит из того, что сегодня возможности Web довольно ограниченны. Для доступа в Web нужен компьютер, а компьютеры нынче дороги. Содержимое подавляющего большинства исключительно статично; как правило, они не в состоянии предложить что-либо такое из области развлечений или услуг, чего нельзя было бы добиться без Internet.

Новая буква в названии X Internet может означать executable (исполняемый) или extended (расширенный). Предполагается, что Internet теперь сможет связать не только компьютеры, но и другие интерактивные устройства, такие как сотовые телефоны и телевизоры, а в перспективе — и более широкий круг потребительских продуктов, начиная с автомобилей и кончая кастрюлями с супом. «Возможность подключения к Сети станет неотъемлемым атрибутом каждой микросхемы, а их каждый год выпускаются миллиарды», — говорит Хоу.

Мэриэнн Джонс Томпсон