Бизнес компании Nortel в России растет быстрее, чем на Западе
Евгений Лисицин: «В конечном итоге выиграют те производители телекоммуникационного оборудования, которые смогут предоставить эффективные средства миграции от традиционных к IP-решениям»

На ставшей уже традиционной конференции Roadshow eTour, проведенной в этом году 5 октября, руководитель московского представительства Nortel Networks Евгений Лисицин назвал российский бизнес компании «оазисом в пустыне мирового кризиса рынка информационных коммуникационных технологий».

Об этом свидетельствует ежеквартальный (по сравнению с аналогичными показателями 2000 года) прирост доходов Nortel в России и других странах СНГ, достигающий 50-70%, что позволяет надеяться на рост оборота в текущем году более чем в полтора раза.

Ожидаемый корпоративный оборот Nortel составит в третьем квартале с учетом всех расходов 1,3 млрд. долл., а убытки при тех же условиях — 3,6 млрд. долл., или 1,13 долл. на акцию. Сообщается также о сокращении еще 10 тыс. рабочих мест.

Лисицин отметил, что последними связанными с кризисом событиями стали смена президента Nortel и продажа CRM-подразделения Clarify, «поскольку его дальнейшая интеграция в структуру Nortel требовала значительных финансовых средств».

Кризисное положение в отрасли сохранится, по мнению аналитиков, до конца 2002 года, причем у большинства компаний не окажется свободных финансовых средств, чтобы коренным образом перестраивать свою информационную инфраструктуру, а производители телекоммуникационного оборудования будут ограничены в расходах на НИОКР.

Исследования американского рынка показывают, что к 2005 году половину доходов семи крупнейших операторов обеспечит предоставление голосовых услуг в традиционных сетях, а около 25% — в сотовых сетях связи, в то время как остальное придется на долю Internet.

В связи с этим в Nortel полагают, что доминирующие на мировом рынке традиционные операторы связи (крупнейшие из них являются клиентами компании) постараются максимально «выдавливать» деньги из имеющегося в их распоряжении оборудования.

Модернизация технических средств, прежде всего за счет расширения IP-возможностей, будет осуществляться главным образом исходя из экономической целесообразности, гарантирующей быстрый возврат инвестиций.

В сложившейся ситуации глобальная стратегия Nortel основывается, по словам Лисицина, на сотрудничестве с крупнейшими клиентами и поддержке их существующей инфраструктуры с одновременным предоставлением возможности IP-миграции в «каждой части линейки продуктов компании».

В рамках этой стратегии в августе были выпущены новая версия Business Communications Manager и Succession Communication Server for Enterprise (SCE) 1000 (IP-коммуникационный сервер, работающий в операционной среде VxWorks, способный поддерживать до 600 абонентов).

Постоянно расширяются IP-функции станции цифровой телефонии Meridian 1, выпускаются и модернизируются работающие на ее базе такие приложения, как система CallPilot (в этом году начинаются поставки ее новой версии), управляющее телефонными вызовами программное обеспечение Meridian Integrated Personal Call Director, а также центр обработки вызовов Symposium Express Release 3.0.

На станции Meridian и приложения к ним приходится до 40% оборота Nortel в России и других странах СНГ. Остальное «делят» между собой приблизительно в равных долях продукты для локальных сетей, SDH-оборудование и коммутаторы Passport.

В нашей стране у Nortel 17 центров НИОКР. В конце прошлого года в Челябинской области начался выпуск для стран СНГ станций DMS-100 (в начале октября стало известно, что рассчитанные на них основные производственные мощности продаются канадской компании C-MAC Industries).

В России планируется также развернуть совместную деятельность с международными партнерами Nortel, среди которых Hewlett-Packard (реализация программы уже началась), IBM и NCR.