Конференция, проведенная в рамках выставки «Управление 2001»
По словам Кемера Норкина, начальника Управления мэра Москвы, главная задача выставки — добиться того, чтобы наши соотечественники использовали современные технологии в своей повседневной практике |
Отчетность бюджетных учреждений, и без того не очень простая, по мере перехода к казначейской системе управления муниципальными финансами будет только усложняться. И все больше руководителей администраций районов и городов от осознания роли ИТ в процессе управления приходят к необходимости их скорейшего практического применения. Конференция «Муниципальное управление и информационные технологии», проведенная в рамках выставки «Управление 2001», была ориентирована на руководителей муниципальных образований. В соответствии с названием мероприятия одни выступающие сосредоточивались на особенностях управления своими городами и районами, другие говорили об ИТ. Установленный организаторами семиминутный регламент на выступление не позволял «растекаться мыслию», в результате часто на первом плане оказывалось стремление показать себя, а не обсудить общие проблемы информатизации муниципальных образований. Из уст представителя государственного унитарного предприятия «Экономика» даже прозвучало мнение о том, что единый подход к информатизации муниципальных образований в принципе невозможен, настолько они разнообразны.
Тем не менее подход к управлению городом или районом как к управлению корпорацией, предложенный «Парусом», многим пришелся по душе. Корпорация «Парус», тесно сотрудничающая с бюджетными организациями, представляла на конференции «Электронную систему управления деятельностью муниципального образования Парус 8.хх» (пилотные проекты уже реализованы во Владимире, подмосковном Нарофоминске, в администрации Московской области) и «Бюджет on-line». Корпоративный принцип предполагает централизацию финансовых потоков в рамках казначейского исполнения бюджета, муниципальных закупок и информационных ресурсов. В результате такой централизации процесс расходования средств местного бюджета становится прозрачным, затраты на закупки товаров/услуг муниципальными учреждениями сокращаются, а использование информационных ресурсов города или района оптимизируется, например, за счет использования решений категории ASP.
В централизованной системе бюджетного финансирования сбор бюджетных заявок, формирование бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, распределение сумм финансирования по получателям средств происходит на рабочих местах единой системы, установленных у распорядителей средств местного бюджета. Присланные на дискетах, по электронной почте, введенные через абонентские пункты или напрямую в централизованную базу данных через Internet отчеты получателей средств местного бюджета по исполнению сметы расходов автоматически приводятся в вид, приемлемый для анализа профильными отделами администрации. Создание канала связи, соединяющего систему бюджетного финансирования с системой казначейства, позволит ускорить корректировку сумм ассигнований и лимитов, давая администрации большую свободу маневрировать финансовыми ресурсами.
Из общих трудностей, возникающих в процессе паспортизации муниципальных образований (как первой стадии создания информационной системы), на конференции были названы установление предела детализации информации, а также взаимодействие со структурами, отвечающими за ее сбор. Статистические органы, аккумулирующие информацию за счет средств бюджета, весьма неохотно делятся ею даже с органами власти.
Использовать благоприятный момент, когда государство начало выделять бюджетные средства (пусть и не слишком большие) на развитие ИТ, стараются многие. Специалисты Финансовой академии рассказывали о разработанной ими территориальнораспределенной информационной системе «Экономика округа», которая полгода функционирует в Северном округе Москвы; от Министерства обороны поступило предложение использовать для нужд муниципального управления технологию передачи данных по телевизионным каналам, продвигаемую компанией «ТВ-Информ».
Реалистичный и «системный» взгляд на проблему информатизации города обозначился в выступлении председателя комитета по информатизации Восточного округа Москвы профессора Владимира Рыжавина, деятельность которого более 40 лет связана с вычислительной техникой. По его словам, пока в городе не будет «главного конструктора», наделенного полномочиями утверждать технические задания на разработку информационных систем для муниципальных органов, бюджетные деньги будут утекать в песок, а о создании единой информационной системы управления городским хозяйством можно забыть.