Проблемы правового регулирования ИТ
Финансирование федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» начнется только в следующем году, но мероприятия по ее реализации уже идут. Один из основных разработчиков ФЦП — Государственный университет «Высшая школа экономики» и фонд «Новая экономика» (учрежденый с целью обеспечить площадку для обсуждения проблем, связанных с программой) провели семинар «Совершенствование правового регулирования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».
Дискуссия о законотворческой деятельности различных ведомств и органов власти протекала довольно вяло по нескольким причинам. Во-первых, эти вопросы обсуждаются одними и теми же людьми уже три-четыре года. Во-вторых, предпринималась попытка объять необъятное (практически нет ни одной сферы регулирования, которая не требовала бы корректировки с точки зрения ИКТ) и сохранить при этом комплексный подход, не увлекаясь частностями.
Совершенствование законодательной базы шло по двум направлениям: принятие новых нормативных актов и внесение поправок в действующие. Но подходы законодателей и участников ИТ-рынка к решению этих задач существенно различаются. Представители бизнеса, от лица которых выступал начальник юридического отдела компании «Глобал Один» Михаил Якушев, считают, что второпях принимать чрезвычайно сложные и заведомо отстающие от реалий законы не имеет смысла. Изменить их будет сложно, да и работать они не будут, как это произошло с законами «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене», принятыми в 1995-1996 годах. Предприятиям нужны изменения таможенного, валютного и налогового законодательства, а без закона об электронной торговле бизнес вполне может обойтись.
С точки зрения создателей нормативных актов, лучше иметь хоть какой-нибудь закон, чем не иметь такового вовсе (например, весь Internet с точки зрения действующего законодательства по защите авторского права — это «правонарушающее пространство»). Практика же показывает, что быстрее всего принимаются те законы, которые «всем одинаково не нравятся», заявил замруководителя департамента информатизации Минсвязи Иван Курносов.
Законотворческая активность в сфере ИКТ просто пугает: за последние несколько лет Аппаратом правительства РФ рассмотрено несколько десятков проектов, подавляющее большинство которых отклонено по причине отсутствия четко определенной общественной полезности. В Думе, помимо комитета по информационной политике, недавно создана еще и межфракционная группа, возглавляемая председателем этого комитета Александром Шубиным.
Однако правовое поле в области ИКТ, по словам начальника правового управления аппарата Государственной думы Владимира Исакова, пока напоминает болото с разбросанными на нем отдельными дощечками-законами. Но ситуация, когда в отсутствие соответствующего законодательства участники рынка обращаются для разрешения конфликтов в суд, создавая тем самым судебные прецеденты, совершенно нормальна. Тем более что в Конституции и Гражданском кодексе основные вопросы так или иначе урегулированы. Еще одним ценным инструментом регулирования в условиях дефицита нужных законов служат обычаи и корпоративные нормы.
В первом квартале 2002 года Минэкономразвития, Минюст и Минсвязи проведут экспертизу существующей законодательной базы с целью разработки концепции развития права в области ИКТ. На конец будущего года запланировано создание модели взаимодействия бизнеса и государства в области выработки стандартов, а также намечен комплекс мер по оптимизации системы государственного надзора в области ИТ и телекоммуникаций, снижению административных барьеров. В течение 2002-2004 годов должны быть разработаны проекты законов, регулирующих применение ИКТ в судебном процессе.
В настоящее время ко второму чтению в Думе готовятся законопроекты «Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)» и «Об электронной торговле», внесен также еще один важный проект закона «Об электронном документе» (правда, пока «сырой»). Кроме того, приняты к рассмотрению проекты законов «Об информации персонального характера», «О праве на информацию» (названный экспертами замечательным образцом законопроектной дикости) и «О внесении дополнений в Федеральный закон ?О бухгалтерском учете?».
По мнению Исакова, из всего перечисленного обществу действительно необходимы законы об ЭЦП и электронном документе, а также закон об информационных ресурсах, которого пока нет в федеральной программе.
Как заявил Якушев, поступающие в Думу проекты содержат «лукавые приписки» о том, что в случае принятия новых законов внесения изменений в действующее законодательство не потребуется. Таким образом, новый закон заведомо вырывается из контекста существующего законодательства. Кроме того, внимание общественности и Госдумы приковано к решению частных вопросов.
На самом же деле, принятие закона об ЭЦП некритично для развития бизнеса: в нынешнем виде он закрепляет применение единственной технологии асимметричных ключей, изолирует российский бизнес от мирового рынка и, по сути, выродился в ограничительный. Компаниям, чей бизнес связан с ИТ и телекоммуникациями, хотелось, чтобы законодатели в своей работе руководствовались принципом «не навреди».