Производителям программ: высокое качество — гарантия заказа в 1000%
В своем стремлении быстрее выйти на рынок поставщики ПО все чаще предлагают пользователям незавершенные продукты. Таково мнение двух экспертов программной отрасли — аналитика и научного директора компании AMR Research Дэнниса Гоэна и президента компании Borland Canada Джона Фишера.
Дэннис Гоэн опубликовал недавно отчет «Производителям программ: высокое качество — гарантия заказа в 1000%». Вопросам тестирования, оценки качества и совместимости нового ПО, по его убеждению, уделяется сегодня недостаточно внимания. Появление данного отчета обусловлено исключительно недовольством конечных пользователей. «Мы снова и снова возвращаемся все к той же теме — ошибкам в программном обеспечении и сложности технической поддержки ПО, — заметил Гоэн. — Это основная причина недовольства конечных пользователей».
Автор отчета считает, что корпоративные клиенты обычно зависят от единственного производителя ПО, который обеспечивает выполнение всех бизнес-процессов. Без него им приходится срочно искать себе системного интегратора.
При этом производители предлагают своим клиентам программное обеспечение, полное ошибок, делая вечную ставку на выпуск «заплаток» и обновлений, призванных сгладить сложности кодирования, систематически пропускают сроки выпуска новых версий и не предоставляют достаточную поддержку своего продукта. И эта практика распространилась повсеместно.
Фишер заявил, что в какой-то степени он согласен с точкой зрения Гоэна, поскольку его компании удалось избежать тех ошибок, о которых упоминал аналитик.
«Я полагаю, что многое в его словах заслуживает внимания, — подчеркнул Фишер. — Довольно много компаний выпускали продукты, не прошедшие необходимого тестирования. Тот вариант, который сходил с конвейера в четверг, предлагался производителям уже в пятницу».
Фишер, объясняет такое положение дел тем, что компании слишком часто выпускают новые продукты и каждую очередную версию при этом называют обновлением. «Однако это совершенно новый продукт, и бизнес должен внести в него соответствующие изменения, — заметил Фишер. — Это даже нельзя назвать ошибкой, просто продукт не соответствует той модели, которая предлагалась до его появления».
Компания Borland предлагает обновления продуктов каждые полгода. Таким образом, клиентам не грозит опасность внедрения абсолютно нового ПО.
«Это нельзя назвать революцией, а значит, обновление не затронет в полной мере ваш бизнес и не заставит вас полностью переписывать приложения, — пояснил Фишер. — Кроме того, у нас появляется стимул добиваться как можно более быстрого возврата инвестиций. В данном случае на это уходит три-четыре недели, а не несколько лет, как ранее».
Ведущий аналитик International Data Corp. по вопросам ПО Алистер Сазерланд заявил, что степень готовности программного обеспечения за последние несколько лет заметно повысилась. Сложившееся положение дел неминуемо приведет к «самоустранению» тех компаний, которые выпускают ПО со множеством ошибок, не отвечающее потребностям рынка.
«Совершенства кода добиться практически невозможно, — заявил Фишер. — В программном обеспечении всегда будут присутствовать ошибки, и может пройти немало времени, прежде чем ошибка будет обнаружена и ликвидирована. В этом заключается природа ПО».
Наиболее вероятное дальнейшее развитие событий заключается в том, что пользователи начнут запрашивать сроки выпуска и оплаты нового ПО. В результате производители начнут уделять больше внимания поддержке уже имеющихся клиентов, а не привлечению новых пользователей.
По словам Гоэна, конечные пользователи со своей стороны могут поддерживать высокое качество программного обеспечения за счет предъявления производителям претензий, обусловленных лицензионным соглашением, и требования обеспечить надлежащий уровень технической поддержки, включая выпуск ПО в заранее оговоренные сроки, и распределить риск между заинтересованными сторонами.