Сегодня уже иссякает «поддающаяся перекачке насосами» дешевая нефть. Именно поэтому все большее значение приобретает автоматизация всех видов деятельности нефтедобывающих компаний.
Специалисты утверждают, что человечество уже использовало половину всех промышленных запасов нефти и что ее потребление опережает освоение новых месторождений. Неверно было бы думать, что мир приближается к нефтяному голоду. Дело в другом. Иссякает «поддающаяся перекачке насосами» дешевая нефть, оказавшая существенное влияние в ХХ веке на глобальное экономическое развитие. Именно поэтому все большее значение приобретает автоматизация всех видов деятельности нефтедобывающих компаний, проблемы которой обсуждались в ноябре на 30-й конференции «Современные информационные технологии в нефтяной и газовой промышленности».
Платформы
Бытует мнение, что прогресс информационных технологий в России в значительной степени определяется развитием предприятий, принадлежащих естественным монополиям. Читатели нашего еженедельника уже имели возможность познакомиться с информатизацией Министерства путей сообщения (см., например, Computerworld Россия № 42 за 2001 год). В отечественной «нефтянке» картина не менее впечатляющая. Согласно экспертным оценкам работающих в этой отрасли ИТ-специалистов, суммарные ежегодные инвестиции в ИТ составляют около 1 млрд. долл.
Так, в информационных системах одной только компании «Сургутнефтегаз» насчитывается более 15 тыс. персональных компьютеров, около 400 серверов, 150 локальных сетей. Это, пожалуй, единственная организация отрасли, где ядро вычислительного центра составляют мэйнфреймы IBM. По словам Сергея Коровина, заместителя начальника производственного управления «СургутАСУнефть» (в котором насчитывается более 750 специалистов), здесь впервые в России создан двухмашинный комплекс на базе технологии Parallel Sysplex. Его производительность достигает 600 MIPS, емкость оперативной памяти — 15 Гбайт, дискового пространства — 4 Тбайт.
Но это исключение из общего правила, поскольку практически все организации, работающие в области добычи нефти, применяют в качестве базовых вычислительных средств высокопроизводительные Unix-серверы. Причем, по мнению ряда ведущих специалистов отрасли, RISC-системы Hewlett-Packard, IBM и Sun Microsystems используются нефтедобывающими компаниями в сопоставимых количествах. Поставки всех типов продуктов для нефтедобывающей промышленности определяют, по данным НР, около 10% российского оборота этой компании, который составил в 2000 финансовом году почти 400 млн. долл. В IBM полагают, что нефтяники приносят в среднем около 20% доходов подразделению, отвечающему за работу с промышленными предприятиями и финансовыми учреждениями.
Характерная особенность автоматизации компаний отрасли — развитые телекоммуникационные инфраструктуры, многие из которых базируются на высокопроизводительных АТМ-магистралях. Предпочтение, отдаваемое технологии АТМ, объясняется значительными инвестициями в оборудование, уже сделанными к тому времени, когда IP-технологии получили достаточно широкое распространение.
И наконец, приложения категории ERP. Складывается впечатление, что SAP R/3 становится де-факто отраслевым стандартом. Однако некоторые организации создают на основе R/3 оригинальные специализированные решения.
Приложения
Среди них — уже упомянутая компания «Сургутнефтегаз», где на базе R/3 разрабатываются и внедряются приложения контроля и ремонта скважин, а также поддержки суточного рапорта бурового мастера. Однако в «Сургутнефтегазе» наряду с R/3 используется еще одна система операционного управления. Это созданный специалистами «СургутАСУнефть» и выполненный в архитектуре клиент-сервер информационно-аналитический комплекс поддержки работы нефтепромыслового комплекса «Альфа». Одним из его преимуществ в «Сургутнефтегазе» считают интеграцию с АСУТП и другими используемыми в компании прикладными системами. Важнейшими компонентами комплекса «Альфа» являются нефтепромысловая база данных и приложения, обеспечивающие наполнение ее информацией и доступ к хранящимся данным. Бaза данных каждой рабочей группы, содержащая сведения, необходимые для прикладных задач ее пользователей, является «снимком» центральной базы данных. Для синхронизации предусмотрен механизм двустороннего тиражирования информации.
В компании «Татнефть» пошли по другому пути. Там введена в эксплуатацию работающая в режиме реального времени единая корпоративная база, содержащая данные об эксплуатации объектов нефтедобычи и разработке месторождений. В ней сконцентрирована архивная, оперативная и производственная информация обо всех аспектах добычи нефти, включая сведения о состоянии скважин и установленном оборудовании. В основе проекта, реализованного специалистами компании Sterling Group, — созданный в этой организации программный комплекс OilServer, обеспечивающий информационную поддержку не только бизнес-процессов самого нефтегазодобывающего предприятия, но и таких служб вспомогательного производства, как буровые и транспортные компании, а также ремонтные заводы. Благодаря использованию POSC, международного стандарта представления данных для нефтяной отрасли, обеспечена возможность совместной работы с широко распространенными программными пакетами компаний Landmark и Shlumberger. Как пояснил руководитель воронежского отделения Sterling Group Эдуард Гулянский, эта разработанная на основе CASE-технологий система обеспечивает совместно с OLAP-приложениями поддержку принятия решений руководителями предприятий и их подразделений. В настоящее время автоматизирован ввод данных из подсистем АСУТП и обрабатывается более 2,5 тыс. производственных параметров, с которыми одновременно работают до 400 пользователей, удаленных от сервера баз данных на расстояние до 200 км.
Еще один пример «нефтяных» приложений — разработанное в «НижневартовскАСУпроект» программное обеспечение OIS Facility для автоматизации весьма трудоемкого процесса паспортизации оборудования. ПО, как считают его создатели, «дает прикладной результат уже на первых этапах внедрения».
Телекоммуникации
Эффективное управление современными нефтедобывающими компаниями, для которых характерно значительное территориальное удаление подразделений, требует создания развитой телекоммуникационной инфраструктуры.
В одной из таких организаций — «Роснефть» — основой сети, поддерживающей передачу мультимедийного трафика, является система спутниковых каналов связи с динамическим перераспределением пропускной способности между различными земными станциями V-SAT. Предусмотрено изменение топологии, позволяющее переходить от конфигурации типа «звезда» с центральной станцией в Москве к полносвязной сети.
Наряду со спутниковыми каналами на самых важных, с точки зрения специалистов компании, направлениях (одно из которых Москва — Южно-Сахалинск) применяются выделенные каналы, обеспечивающие заданный уровень качества услуг связи. В этих магистралях, предусматривающих передачу данных, голоса и видеоинформации, установлены устройства серии Passport компании Nortel Networks. Обеспечена поддержка протоколов АТМ Trunk, FrameCell Trunk и Multiservice Passport Access Network Link. На базе мультисервисной сети АТМ построена и введена в действие система видеотелефонии и видеоконференц-связи.
Взаимодействие абонентов сети «Роснефть» с Internet осуществляется через расположенный в Москве центральный защищенный узел доступа, в состав которого входят средства межсетевой защиты, DNS-, Web-, прокси-, почтовые и биллинговые серверы, а также система анализа внешних атак.
Проекты и проблемы
По оценкам международных экспертов, инвестиции в автоматизацию деятельности нефтедобывающих компаний составляют около 5% их оборота. Однако в нашей стране с начала 90-х денег тратилось намного больше. Это был период насыщения технологиями, когда и вендоры, и интеграторы активно предлагали свои продукты и решения состоятельным заказчикам, а ИТ-менеджеры не могли адекватно оценить эффективность результатов их внедрения.
По мнению Рустама Ахметзянова, начальника управления «ТатАСУнефть», рост инвестиций в ИТ значительно опережал реальный эффект от их внедрения. Он полагает, что такая ситуация была характерна для многих предприятий отрасли.
В «Татнефти» перелом наступил два года назад. За это время было введено в действие около 500 объектов автоматизации, способных «обеспечить эффективное управление деятельностью компании в зависимости от выбранной стратегии».
Поскольку начальная стоимость проектов составляет несколько миллионов долларов, их развертыванию предшествует пилотное внедрение с минимальными «внутренними» и «внешними» затратами. Только после этого — реализация с жесткими сроками и персональной ответственностью. В работах по АСУТП используются «вполне приемлемого качества» контроллеры и радиомодемы местных производителей.
Ахметзянов подчеркивает, что внедрение единой корпоративной базы данных, содержащей информацию об эксплуатации объектов нефтедобычи и о разработке месторождений, благодаря которой «была сломана децентрализованная технология обработки данных», — процесс более сложный, чем освоение R/3.
«Сегодня мы ?закрываем? приблизительно половину потребностей ?Татнефти? в информационных технологиях. Чтобы сделать остальное, нужно к имеющимся 365 специалистам добавить еще человек 150», — считает Ахметзянов.
Интеграция
Складывается впечатление, что нефтяные компании тратят огромные ресурсы на решение сходных задач. Во времена СССР существовало, по крайней мере формально, и разделение, и координация работ, которые проводились ведомственными проектными институтами в рамках Миннефтегазпрома (правда, эффективность деятельности подобных организаций, как, впрочем, и в других отраслях, оставляла желать лучшего).
Однако дело не только в организации. Совместной деятельности ИТ-служб различных нефтедобывающих компаний препятствуют естественные ограничения. К ним относятся в первую очередь специфические геологические особенности месторождений, требующие индивидуальной настройки приложений. Наряду с этим каждая компания исторически использует часто несовместимые технологии. Тем не менее совместные работы проводятся. И не только на уровне обмена опытом.
Специалисты «СургутАСУнефть» и «НижневартовскАСУпроект» объединяют усилия в целях создания унифицированной системы учета нефтедобычи для работы на различных платформах — OS/390 и Windows NT. И это только начало. Будет ли продолжение? Вполне возможно, но, по-видимому, на уровне частных договоренностей. По мнению Хакима Гумерского, президента компании «Нефтеотдача», реальная интеграция ИТ-деятельности в области добычи нефти требует законодательной базы. Однако пока не ясно, выйдет ли кто-нибудь с такой инициативой.
Рустам Ахметзянов, начальник управления «ТатАСУнефть»: «Сегодня можно утверждать, что в «Татнефти» добились высокой степени влияния технологий на основное производство. Мы работаем только с теми бизнес-партнерами, которым присвоили статус надежных. Выполнение ИТ-проектов регламентируется приказами генерального директора, определяющими их содержание, сроки и персональную ответственность руководителей. В настоящее время подготовлен документ, содержащий корпоративные ИТ-стандарты».
Александр Зверев, начальник производственного управления «СургутАСУнефть»: «Главная задача ИТ-подразделений нефте- и газодобывающих предприятий — создание программно-аппаратных комплексов, поддерживающих основное производство. Руководство «Сургутнефтегаза» ежегодно вкладывает в развитие информационных технологий от 25 до 30 млн. долл. Эти финансовые средства позволяют не только применять самые современные аппаратные и программные платформы для построения высокопроизводительной информационной инфраструктуры, но и внедрять технологии и решения таких компаний, как SAS, Computer Associates, SAP для создания хранилищ данных, аналитических надстроек и построения систем управления корпоративными ресурсами. Несмотря на то что мы только недавно начали осваивать R/3, количество пользователей этой системы уже превысило 2,5 тысячи».
Георгий Соломатин, генеральный директор «НижневартовскАСУпроект»: «Основные аспекты автоматизации не изменились за последние десять лет. В первую очередь — это поддержка таких характерных для всех предприятий отрасли бизнес-процессов, как технология добычи, управление разработкой месторождений, контроль состояния запасов нефти и газа. Но за это время изменились сами информационные технологии, благодаря которым многократно увеличились возможности специалистов, работающих в области автоматизации. Развитие ИТ не могло не сказаться и на одном из важнейших направлений деятельности нашей организации — создании полнофункциональных систем обработки данных учета и контроля работы нефтяных скважин.
Хаким Гумерский, президент компании «Нефтеотдача»: «Для меня как эксплуатационника очень важны задачи трехмерного моделирования, которое позволяет оценить и запасы нефти, и остаточную нефтенасыщенность пластов. Их решение предоставляет возможность определить оптимальное место и время бурения скважин. Наличие математической модели входит в перечень требований, предъявляемых Центральной комиссией по разработке, к проектам освоения новых месторождений».