Отечественный ИТ-рынок в силу каких-то таинственных причин все время стремится отранжироваться. Отчего это так — науке о компьютерах (computer science) неизвестно, а более подходящие гуманитарные науки никто не спрашивает.
Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора еженедельника Computerworld Россия. Ему можно написать по адресу gdi@osp.ru |
Скажем, нефтяники или алюминщики отнюдь не рвутся составить из себя первую сотню. То ли очень заняты, то ли люди непубличные, то ли еще есть какие веские причины. Но спроса нет, стало быть — нет и предложения.
А вот место ранжировщика отечественных «компьютерщиков» пусто бывает редко. До недавних пор этим неблагодарным делом (всем не угодишь) занимались преимущественно «околокомпьютерные» структуры, из которых самым известным было агентство Dator, начавшее с простого опроса субъектов рынка и закончившее привлечением к коррекции полученных результатов неких экспертов и применением «свертки Горского».
Последние две процедуры, надо сказать, сделали результаты совсем неинтерпретируемыми (одно дело — нелепо проголосовал региональный дилер, другое — когда явная ерунда стала следствием трудов экспертов и применения неподкупного математического аппарата), и агентство закрылось.
В начале декабря продолжателем дела Dator стал издательский дом «Коммерсантъ» в лице «человека-проекта» iOne (по простому — «Айван»). На iOne.ru всем желающим предложено зарегистрироваться и проголосовать за кандидатов из числа самых влиятельных, полезных, успешных представителей ИТ-индустрии, выдвинутых экспертами «Айвана». При желании можно добавить в «Топ» и своих претендентов.
Цели, естественно, преследуются благие, ибо, как сказано в преамбуле к списку кандидатов, «имена тех, кто олицетворяет ИТ-индустрию в России, кто каждый день работает над ее развитием, сейчас мало кому известны». Увы, эти «имена» плохо знакомы и самим экспертам.
Михаил Краснов стал Борисом, Евгений Шаблыгин — Ильей... Знаменитый Чижов — действительно Антон, но работает отнюдь не в РОЦИТе, равно как и Дмитрий Лебединский отнюдь не торгует плодами ИТ-индустрии посредством электронной коммерции, а довольно давно ведает в городе Ирбите маркетингом тамошних мотоциклов. Компания, в которой работает Анатолий Лебедев, называется не «Лан + Крипто», а «ЛАН Крипто». Ну и так далее. (Цитируется по состоянию на 3 декабря, день анонса проекта.)
Бросилось в глаза то, что теперь в списке в изобилии присутствуют «интернетчики» и чины из вертикали власти. «Успешность» первых — вопрос сложный. Отнесение же чиновников Минсвязи и некоторых иных госслужащих к «представителям ИТ-индустрии», да еще и к «успешным», выглядит довольно двусмысленно.
«Персональными странностями» дело не ограничилось. Если в некоем месте чего-то прибавилось, то там же должно чего-то и убавиться — природа не терпит не только пустоты, но и чрезмерной давки. Например, «убавилось» дистрибьюторов. Нет и многих персоналий, отсутствие которых свидетельствует о своеобразном видении «экспертами» российского ИТ-рынка.
Возможно, на «экспертов» в момент составления исходного списка нашло затмение. Впрочем, вероятнее, рецепт составления списка прост и универсален. Берется десяток имен, без которых любой «Топ» — не «Топ», добавляется пара десятков фамилий из числа тех, что в последние годы «на слуху» (отсюда — обилие представителей новой экономики и чиновников). Не забыты знакомые названия и фамилии из числа действующих и потенциальных рекламодателей, разбавленные наиболее активными участниками выставок и конференций — для массовости...
В таком случае можно предположить, что цель проекта — заставить лидеров индустрии вспомнить о том, что есть такой издательский дом, а при нем ИТ-проект, и неплохо было бы поднять свои шансы наградиться «в рамках главного светского события ИT-бизнеса — бала российской ИТ-индустрии в Большом зале отеля ?Метрополь?». Подтолкнуть к действиям. Ну и заодно попиариться на их фоне.
Правда, возникает вопрос: зачем это нужно потенциальным победителям из числа действительно «успешных»? Условия конкурса (странный начальный список плюс свободное его расширение плюс дополнительный экспертный опрос) заставляют их соревноваться не с «равными по званию», а бог знает с кем. Это даже не «медведь чижика съел», это ведь и наоборот может выйти.
Можно, конечно, возразить, что критика должна быть конструктивной — зарегистрируйся на «Айване» да и предлагай своих кандидатов, благо сделать это можно столько раз, сколько не лень, и от души «накрутить» кому надо сколько не жалко.
Можно. Однако опыт подсказывает, что экспертов к обработке результатов голосования привлекают не зря... А через полтора месяца станет понятно, убавилась ли на нашем ИТ-рынке тяга к мишуре. Хотя бы у серьезных людей.
Автор же полагает, что рейтинги всякие нужны. Как минимум — их составителям.