На рынок вышел первый «чисто западный» разработчик биллинговых систем

Одним из главных событий международного форума «Телеком Биллинг 2001» стала пресс-конференция коммерческого вице-президента компании Amdocs Якова Кауля, на которой было объявлено об открытии представительства этой компании в Москве. На нынешний день Amdocs — ведущий мировой производитель решений категории CRM (customer relationship management), а также систем биллинга и управления для телекоммуникационных операторов. Ее доход в 2001 году превысил 1,5 млрд. долл. (это на 30% больше, чем аналогичный показатель 2000 года), и, по словам Кауля, во всем мире биллинговые системы Amdocs тарифицируют порядка 28% суммарного объема услуг, предоставляемых операторами связи.

До появления Amdocs в России вообще не была замечена коммерческая деятельность «чисто» зарубежных компаний, разрабатывающих решения в области биллинга. Причиной тому были административные ограничения, накладываемые сертификационным органом Минсвязи на распространение систем зарубежного производства. Западные игроки пытались обойти эти ограничения, создавая совместные предприятия в России или открывая дочерние российские фирмы. Amdocs станет первой зарубежной компанией, которая поведет биллинговый бизнес в нашей стране «от первого лица».

Примечательно, что решения Amdocs относятся к разряду «тяжелых» и дорогих даже по общемировым стандартам. Отечественные операторы, в свою очередь, пытаются сэкономить на покупке тиражируемых систем, поэтому зачастую пишут решения собственными силами. Тем не менее Кауль настроен оптимистично: компания уже подписала первое соглашение в России — с оператором сотовой связи «ВымпелКом» — на поставку комплексного решения Ensemble, одновременно и биллинговой, и CRM-системы. Ensemble на данный момент находится в стадии сертификации в Минсвязи.

Помимо пары-тройки сотовых операторов, претендующих на звание национальных, Amdocs видит своих потенциальных клиентов и среди традиционных региональных «Электросвязей», которые переживают сейчас болезненный процесс слияния и укрупнения. От прямого ответа на вопрос о взаимоотношениях с этой категорией операторов Кауль ушел, заверив только, что у его компании имеются решения различного калибра, адаптируемые буквально ко всем мыслимым бизнес-моделям.

Все продукты Amdocs наиболее эффективны в условиях жесткой конкурентной среды, чего пока не скажешь о рынке услуг связи в большинстве регионов. Но это противоречие Кауля нисколько не смущает — по его словам, Amdocs готова работать с любыми операторами, которые имеют четкую стратегию своего дальнейшего развития.

«Мы будем работать вместе и решать все проблемы вместе, — неустанно повторял вице-президент Amdocs, — от заказчика требуется только, чтобы он знал, куда хочет идти». Вместе с тем «неопределившимся» операторам Amdocs не планирует оказывать консалтинговые услуги.