Много лет назад вышла книга под названием «Программист», отличавшаяся редким невежеством автора по части программирования. Ее трудно отнести к какому-либо литературному жанру — то ли повесть, то ли роман.
Леонид Черняк — обозреватель журнала «Открытые системы». С ним можно связаться по адресу: cherniak@osp.ru

Запомнился героический пафос, сводившийся к бесконечной и в силу непонятных причин преимущественно физической борьбе человека с ЭВМ, как тогда назвали компьютер: то у героя перфокарты замяло, то лента порвалась, то еще что-то в таком роде.

Эта книга пришла на ум, потому что по радио «Свобода» довелось услышать беседу Александра Костинского с Владимиром Губайловским на тему «Программирование как профессия». С ее полным содержанием можно ознакомиться на сайте svoboda.org.

Следует уточнить, в беседе речь шла не о профессии программиста как таковой. Скорее, обсуждались особенности менталитета программистов, причем программистов отечественных. Предложенные суждения не были подкреплены ни статистическими выкладками, ни иной фактологией.

Для начала был процитирован текст российского происхождения примерно двадцатилетней, если не большей, давности, ходивший по рукам, точнее по лентам, поскольку дискет тогда еще не было. Текст, похожий на запись студенческого театра, можно отнести к самобытному и своеобразному периоду работы на компьютерах СМ и ЕС. Генезис же его можно поискать и глубже. Судя по использованию, например, термина «инженерный пульт», он восходит еще к БЭСМ. В целом вполне достоверное для своего времени, типичное юмористическое произведение из народного эпоса, обогащенное наблюдениями множества людей, в том числе ранней эпохи ПК.

Затем последовали фрагменты из неведомо где опубликованных якобы западных материалов. Между тем один представлял собой явную самопародию отечественных программистов, к Западу не имеющую никакого отношения, а второй называется «Почему настоящие программисты не используют Паскаль?». Сегодня не стоит затрудняться, чтобы ответить, почему кто-то пишет на этом языке, а кто-то не пишет, вступать в полемику с анонимным автором не стоит, бог с ним. Но все же позволю себе цитату, демонстрирующую интеллектуальный уровень опуса: «Пусть на Паскале пишет сосунок Вирт, раз у него не хватает мозгов программировать в машинных кодах, а настоящий программист останется верен себе и машине». Здесь безымянный автор явно заигрался, а собеседникам со «Свободы» недостало, я бы сказал, порядочности.

Замечательный ученый не нуждается в адвокатах, поэтому ограничусь одним примером из жизни. В прежние времена один мой сослуживец по «почтовому ящику» написал правила для молодого ученого, опубликованные в отдельской стенгазете, заметим, 1 апреля. Одно из них гласило: «Больших ученых следует называть — разумеется, в своем кругу, за глаза — просто по именам, скажем, Витя или Дима (имеются в виду знаменитые Виктор Михайлович Глушков и Дмитрий Александрович Поспелов — Л. Ч.). Но в этом не стоит злоупотреблять, не нужно именовать Фарадея — Мишей, а Ньютона — Изей».

В конечном счете чего только не бродило по компьютерному самиздату. Упомянутые документы можно рассматривать как атрибуты своего времени — что было, то было, в том числе, может быть, и не слишком удачные попытки пошутить. Но нет, оказалось, что их можно принять в качестве идеологической основы для беседы о программировании в современных условиях. Случись эта беседа лет десять назад, с отдельными утверждениями можно было бы и согласиться. Более того, одно не потеряло справедливости и поныне, разделяю на 100%: «Программировать нельзя научиться. Можно только научиться учиться программировать. Здесь невозможно даже сравнительно недолгое время просуществовать старым багажом. Нужно либо бежать, либо сходить с дистанции. Постоянно, на протяжении многих лет поддерживать себя в тренинге, в тонусе, каждый день заглядывать немножко вперед — иначе завтрашний день накроет тебя волной инноваций, и ты не сможешь из-под нее выбраться».

Если оставить в покое цитаты и обратить внимание на высказывания обоих участников беседы, сделанных от своего лица, то нетрудно убедиться в том, что эта волна их все-таки накрыла, и из-под нее они так и не выбрались. Особенно близко им пренебрежительное отношение к Никлаусу Вирту: строки, где он назван «сосунком», цитируются дважды. В качестве контрапункта своих рассуждений Костинский и Губайловский избрали противопоставление языков Паскаль и Ассемблера. Последний они считают инструментом для настоящего программиста. Чтобы усилить избранность программирования на Ассемблере, они называют этот способ кодирования, не являющийся, по сути, языком, а всего лишь символической записью команд и адресов, эзотерическим. Для справки: это слово происходит от греческого esoterikos, значащего внутренний, тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных. Увы, собственный опыт программирования не только на Ассемблере, но и даже непосредственно в кодах не дал чувства избранности ни мне, ни моим коллегам. Кесарю кесарево, а Ассемблеру ассемблерово, так жизнь распорядилась. В массе используют совсем иные, современные средства разработки, но, видимо, Костинский и Губайловский про них не знают.

Поэтому наш соотечественник-программист в интерпретации участников беседы представляется в образе этакого лесковского Левши, столь же неустроенного, забитого жизненными обстоятельствами существа, для которого вся суть его существования заключена в таинстве взаимодействия с машиной. Цель ничто, программирование —все. «Русские программисты программируют на всех уровнях, и таблицы процессорных кодов всегда находятся у них на рабочем столе». Ни больше ни меньше.

Серьезно полемизировать с авторами, выделяющими таким образом программистов из всех остальных тружеников ИТ-отрасли в отдельную касту избранных, не резон, но стоит напомнить им: технологии развиваются именно для того, чтобы заменить ручной труд автоматизированным. Истинная трагедия Левши в том, что, побывав в Англии, он расстроился и, в конечном счете, погиб. Тульский умелец был поражен, увидев настоящую индустрию того времени. А сегодня есть настоящая индустрия ПО, основанная на нормальных технологиях, не терпящая никакого кустарничества. Ею востребованы творческие, мыслящие инженеры и ученые. Что же до прыщавых юношей, жаждущих самоудовлетворения через посредство компьютера, то им место среди писателей вирусов и прочей околокомпьютерной шпаны.

И еще, господа с радио «Свобода», для справки: «на халяву» следует писать раздельно. «Халавой» называют бесплатную раздачу молока беднякам по субботам в синагоге.