Семинар по вопросам правового регулирования отношений вокруг ПО
Компания «Объединенные консультанты «ФДП» провела первый семинар для членов Ассоциации разработчиков программного обеспечения по вопросам правового регулирования отношений, возникающих в процессе создания, распространения и использования ПО и баз данных.
Эта правовая сфера еще очень молода: первые законы появились в 80-х годах, а в России и того позже, в 1991 году. На сегодня основные нормативные акты, регламентирующие отношения, связанные с программным обеспечением, — это закон 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» и закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 1992 года. В тех ситуациях, когда данные законы противоречат друг другу, юристы рекомендуют руководствоваться последним, то есть специальным законом.
В классификации объектов интеллектуальной собственности, охраняемых законодательством, программы для ЭВМ и баз данных относятся к той же группе, что и литературные произведения и сборники.
При этом защищается не только текст программы или объектный код (как и его часть), обязательно зафиксированный на материальном носителе, но и подготовительные материалы, включая описание и блок-схему, а также визуальное отображение. Алгоритмы, так же как идеи и принципы, лежащие в основе построения программ, охране не подлежат.
Что касается баз данных, то объектом защиты является форма представления и организации данных, сами же данные охраняются законом «Об информации, информатизации и защите информации». Некоторую сумятицу внесло появление Всемирной сети. Internet-страница с точки зрения права — это комплексный объект, в котором разные элементы защищены патентным правом, законами, охраняющими конфиденциальную информацию и т.п., хотя некоторые компании и регистрируют сайты как программы для ЭВМ. Защиту же записей из базы данных, демонстрируемых пользователям Сети, называют «кошмаром юристов в области мультимедиа».
Большая часть юридических проблем обусловлена двойственной природой ПО, имеющего не только материальное воплощение, но и некую внутреннюю сущность. Авторское право защищает форму, в то время как ценность программы заключается в ее содержании.
Право интеллектуальной собственности, объектом которого является программа, не связано с вещным правом, объекты которого — компьютер, компакт-диск — всегда материальны. Таким образом, передача прав на дискету не означает передачи прав на ее содержимое, для легального использования ПО договора купли-продажи недостаточно, требуется заключить лицензионное соглашение или договор авторско-правового характера, соответствующий закону об авторском праве.
Впрочем, условия использования программного обеспечения могут быть изложены на упаковке продукта, в этом случае нарушение целостности прозрачной оболочки является подтверждением согласия пользователя с правилами «оберточной лицензии».
Есть свои тонкости и в выборе типа договора, заключаемого с разработчиком программного обеспечения. По авторскому договору заказа исполнителем может быть только физическое лицо, права которого охраняются более тщательно (в случае неисполнения обязательств от него можно потребовать возмещения только реального ущерба, но не упущенной выгоды). Поэтому в случае заключения соглашения между юридическими лицами, по мнению патентного поверенного РФ Романа Асанова, лучше не использовать слово «авторский» в его названии. Это может быть «Договор на создание новых программ для ЭВМ», «Договор на передачу права использования на готовые программы для ЭВМ» и др. В любом случае при толковании договора определяющим является его содержание, а не его название. Кроме того, закрытый перечень договоров законом не установлен, поэтому вполне допустимо использовать свободную форму договора, в котором могут быть элементы договора на выполнение НИОКР, коммерческой концессии и др.
С интересом восприняли слушатели и информацию о налоговых и юридических особенностях вывоза ПО за пределы России. В случае передачи программных продуктов за рубеж следует иметь в виду, что при отсрочке платежа за него более 90 дней на такие операции требуется разрешение Центрального банка, поскольку они классифицируются как «связанные с движением капитала». При экспорте товаров оформляется паспорт сделки, и в уполномоченный банк предоставляется копия контракта, после чего осуществляется таможенное оформление. В таможенную стоимость включаются все лицензионные и иные платежи, поступающие от покупателя продавцу. Если в течение налогового периода предприятие не успевает поместить товар в режим экспорта, то с полученных авансов придется уплатить налог на добавленную стоимость по ставке 16,67%, который, впрочем, при предоставлении соответствующих документов возвращается (засчитывается в счет будущих платежей).
При передаче прав на программный продукт объект для налогообложения НДС отсутствует, чтобы он и не появлялся, в договоре не стоит писать, что «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке программного обеспечения». Выполнение работ, так же как сервисная поддержка и обновление ПО, подлежат обложению НДС. Кроме того, в случае передачи прав на программный продукт за рубеж в уполномоченный банк требуется под угрозой административной ответственности представить сведения о договоре.