Пользователи познакомились с возможностями mySAP Financials
Иван Колесник: «Чем больше подключено модулей, тем меньше дублируется данных и шире возможности для анализа» |
По плотности информационного потока прошедшая в конце января «Неделя бухгалтера в SAP» оказалась вполне сопоставима с семинарской программой выставки «Бухучет и аудит». Особенностям реализации бухгалтерского и налогового учета в свете последних изменений российского законодательства в этой сфере была посвящена лишь часть трехдневной семинарской программы. В основном же речь шла о компонентах модуля mySAP Financials, входящего в состав продуктов и решений семейства mySAP.com.
Приложение mySAP Financials включает в себя очень широкий спектр управленческих и учетных функций, начиная со стратегического управления предприятием и бизнес-анализа и заканчивая финансовым и бухгалтерским учетом, выполнением финансовых операций, управлением финансами в масштабе крупного предприятия, управлением недвижимостью, основными средствами, выплатой сотрудникам комиссионных и денежных поощрений, оформлением и оплатой командировок и пр.
Приложение mySAP Financials реализовано на базе набора компонентов. Среди них — система R/3, блоки стратегического управления SEM и бизнес-аналитики BA, хранилище данных BW, система выставления и оплаты электронных счетов, система управления финансами крупных предприятий CFM и др. Отдельные компоненты mySAP Financials в настоящее время находятся в стадии доработки.
В частности, как сообщила консультант SAP СНГ Татьяна Скалдина, во втором полугодии 2002 года в России появится версия 2.0 модуля CFM (Corporate Finance Management — «управление корпоративными финансами»). Сейчас идут первые внедрения этого программного обеспечения на предприятиях Германии, однако SAP уже активно знакомит потенциальных российских клиентов с его возможностями.
Управление корпоративными финансами
Система CFM рассчитана прежде всего на крупные холдинговые структуры, однако, по мнению разработчиков, ее вполне могут использовать не только корпорации, но и банки.
Одним из главных новшеств станет возможность получения ежедневных данных о ликвидности предприятия, в том числе и холдинга. В управлении финансовыми сделками в целях экономии транзакционных издержек предусмотрена функция так называемого «неттинга», то есть взаимозачета встречных обязательств предприятий-партнеров. Наряду с этим в состав CFM входит решение для управления расчетами и платежами внутри крупной корпорации, которое позволяет сократить потребность в открытии банковских счетов и соответствующие расходы, оптимизировать поток внешних платежей и повысить прозрачность финансовых потоков холдинга. С этой целью в штаб-квартире корпорации создается виртуальный банк, в котором предприятия, входящие в ее структуру, открывают текущие счета и в дальнейшем оперируют с ними так же, как с банковскими. Виртуальный банк ведет управление текущими счетами предприятий как вспомогательную книгу в головной компании, обрабатывает и проводит как внутрикорпоративные платежные операции, так и расчеты предприятий холдинга с внешними контрагентами.
В методологии построения продуктов финансового блока SAP опирается на опыт предприятий — лидеров в своей области, чаще всего — немецких. Для анализа рыночных и кредитных рисков в CFM используются рекомендации международных ассоциаций, обществ финансовых и инвестиционных аналитиков и методики по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
Возможны как центральная инсталляция CFM, так и распределенная инсталляция баз данных системы с возможностью периодического обновления. Развитие продукта идет в направлении совершенствования рабочих мест для сотрудников казначейства и для менеджеров, принимающих важные решения, а также более полного использования возможностей Internet.
Управление основными средствами
Модуль AA (Assets Accounting) — компонент mySAP Financials, обеспечивающий управление основными средствами, — позволяет производить их классификацию, оприходование, переоценку, амортизацию, списание, а также ведение истории работы с отдельными основными средствами, вычисление страховой стоимости, налоговых отчислений, перемещение основных средств внутри одной компании либо между разными юридическими лицами.
Предусмотрены операции с незавершенным капитальным строительством: учет амортизации, авансовые платежи, поступление основных средств, мероприятия по инвестиционной поддержке.
Иван Колесник, консультант SAP СНГ, рекомендовал производить интеграцию движения денежных средств со счетами дебиторов и кредиторов, а также подключать смежные компоненты — модули бухгалтерского учета, управления материальными потоками, управления затратами, инвестициями и проектами.
Управление недвижимостью и инвестициями
Модуль управления недвижимостью RE (Real Estate) позволяет вести классификацию и учет помещений, зданий, сооружений, земельных участков, хранить документы, касающиеся единиц учета (чертежи, договоры, документы, относящиеся к строительству и пр.), производить операции с ними. С его помощью удобно вести и анализировать договоры аренды, вычислять ее стоимость, при необходимости корректировать и оптимизировать арендную плату, осуществлять расчет эксплуатационных затрат, затрат на коммунальные услуги, хранить историю операций с недвижимостью и пр.
Так же как и в случае с модулем AA, рекомендуется интегрировать блок RE со смежными подсистемами — модулями бухгалтерского учета, управления основными средствами, техобслуживания и ремонта оборудования, управления материальными потоками, управления проектами, а также специализированными системами — САПР и ГИС. Так же как и многие другие финансовые модули, RE адаптирован к требованиям российского законодательства.
Модуль управления инвестициями IM (Investment Management) ориентирован на поддержку различных инвестиционных программ, начиная от получения заявок и подготовки планов и бюджетов программ и заканчивая реализацией и оприходованием полученных результатов. Предусмотрены возможности для приема заявок, их рассмотрения, утверждения, разработки проектов реализации программы, подготовки и анализа различных версий ее реализации, оценки их рентабельности, расчета и детализации бюджета.
Крупные компании, имеющие несколько инсталляций R/3, могут консолидировать данные, касающиеся управления инвестициями, из нескольких систем.
В том что касается возможности интеграции, IM не является исключением из общего правила: его лучше использовать совместно с другими модулями — внешней бухгалтерией, подсистемами управления основными средствами, материальными потоками, контроллинга, управления проектами и др.