Центр заказных разработок «АйТи» выделился в самостоятельную дочернюю компанию
Виктор Вайнштейн: «Нам нужна удача, а деньги заработаем сами» |
В реализации своей стратегии на период до 2003 года компания «АйТи» делает ставку на усиление сервисной ориентации бизнеса, что предусматривает расширение спектра услуг и выход на новые рынки.
«АйТи» работает в сфере информационных технологий уже более 10 лет, и созданная компанией за эти годы региональная инфраструктура рассматривается в качестве основы для развития бизнеса, направленного на предоставление услуг, поскольку подобная деятельность опирается на тесное сотрудничество с заказчиками.
Фактор стратегии, связанный с выходом на новые рынки, особенно важен: по словам председателя совета директоров «АйТи» Тагира Яппарова, после кризиса 1998 года стало очевидным, что ориентация компании на один географический рынок очень сильно повышает ее риски. «Развитие технологического бизнеса, которым занимается наша компания, требует долгосрочного планирования и серьезных инвестиций», — поясняет он.
Как следствие, «АйТи» стала активно осваивать услуги, востребованные за пределами России. Одна из них — заказная разработка программного обеспечения. Нельзя сказать, что этот вид деятельности стал для компании чем-то новым: она разрабатывает различные программные системы — в том числе и заказные — для зарубежных клиентов примерно с 1992 года.
В результате выявления спроса на разработку заказного ПО в рамках компании было создано соответствующее подразделение (Центр заказных разработок программного обеспечения), выделившееся в декабре прошлого года в самостоятельную дочернюю компанию — Aplana Software.
Естественно, Aplana создавалась не с нуля. По словам Яппарова, при ее формировании были объединены лучшие специалисты нескольких подразделений компании и им передана часть выполнявшихся «АйТи» проектов.
Такой подход позволил быстро наладить работу с клиентами и довести бизнес до уровня рентабельного. Более того, это подразделение развивалось гораздо быстрее, чем «АйТи» в целом, что и послужило главной причиной создания отдельной компании.
Однако для такого решения были и другие, не менее важные причины. Одна из них — необходимость привлечения внешних инвестиций, требующая максимальной открытости и прозрачности бизнеса (в части финансовой информации, принятой системы управления, соответствия стандартам качества и т.п.) не только для инвесторов, но и для клиентов и партнеров.
По оценкам «АйТи», объем инвестиций к 2004 году может составить 3-4 млн. долл., причем компанию интересуют стратегические инвесторы, способные помимо финансовых «вливаний» обеспечить, например, доступ к новым рынкам.
Вторая причина — специфика работы с западными клиентами, достаточно сильно отличающаяся от условий работы с российскими корпоративными заказчиками.
Aplana действует по плану
О создании Aplana Software было объявлено на состоявшейся 14 марта пресс-конференции. Генеральный директор этой компании — Виктор Вайнштейн рассказал собравшимся о ее целях и стратегии на ближайшее трехлетие (2002-2004 годы).
По словам Вайнштейна, Aplana представляет собой сервисную компанию, предлагающую целый спектр услуг, в частности разработку заказного ПО, подготовку технического задания на разработку ПО, внедрение и сопровождение программных систем, перепроектирование бизнес-приложений с целью их перевода на новую платформу.
Наработанный опыт дает возможность специалистам компании заниматься разработкой заказного ПО на базе «готового ядра» для отраслевых решений. Как отметил Вайнштейн, это позволяет получить требуемый продукт в гораздо более сжатые сроки, обеспечив к тому же экономию средств заказчика.
Aplana не намерена специализироваться на какой-то определенной технологии или вертикальном рынке. «Наша специализация — все, что связано с программным обеспечением», — замечает ее генеральный директор, добавляя, что компания будет делать акцент на технологиях интеграции приложений и кроссплатформенных разработках.
Предлагая свои услуги как на западном, так и на российском рынке, в Aplana рассчитывают придерживаться единой методологии разработки и единого стиля в отношениях с заказчиками. Правда, как убедились в компании, в России многие клиенты пока не готовы работать в соответствии со стандартной технологией разработки, строящейся на сотрудничестве заказчиков с разработчиками. Тем не менее, согласно бизнес-плану, 20-30% дохода компания планирует получать как раз за услуги на российском рынке.
Цель Aplana — к 2004 году войти в тройку ведущих отечественных компаний-разработчиков заказного ПО; к этому времени ее оборот должен достигнуть почти 10 млн. долл. (предполагается, что ежегодно этот показатель будет увеличиваться в полтора-два раза).
Подобного роста компания планирует добиться в том числе и за счет «поглощения» внешних проектов с соответствующими командами разработчиков. «В России усилиями таких групп выполняется не менее четверти объема работ в области офшорного программирования», — считает Вайнштейн. В целом бизнес Aplana построен на ресурсном подходе, то есть его финансовые показатели напрямую зависят от количества работающих сотрудников.
По оценке компании Market-Visio/ EDC, объем российского рынка заказного ПО в прошлом году составил 154 млн. долл. Согласно ее же прогнозу на 2003 год, рынок заказного ПО увеличится до 348 млн. долл.
Что касается западного рынка, то, как считает Яппаров, шансы российских компаний на получение проектов по заказной разработке после событий 11 сентября в США увеличились.
«В перспективе Россия рассматривается как один из крупных игроков рынка заказного ПО, — говорит он. — Сегодня у нас появились шансы занять свою нишу и на мировом, и на более близком нам европейском рынке».